Авто Снежный буран на Южном Урале карточки Колея до суда доведет. Понятная инструкция, как добиться компенсации при ДТП на нечищеных улицах

Колея до суда доведет. Понятная инструкция, как добиться компенсации при ДТП на нечищеных улицах

Самое важное — потребовать у ГИБДД акт о выявленных недостатках дорог

Такая картина — по всему Челябинску

С момента последнего снегопада прошла почти неделя, а со времен сильных осадков — три недели. Но дороги Челябинска остаются в плачевном состоянии, и автомобилистов достает как сильная наледь и гребенка, так и колеи. Это провоцирует ДТП, но есть хорошие шансы взыскать хотя бы часть компенсации с дорожников. Ниже — ответы на основные вопросы, но если лень вникать в детали, запомните самое главное: основанием для иска будет составленный сотрудниками ГИБДД акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги (улицы). Теперь обо всём подробнее, но сначала небольшое видео. Знакомо?

  1. А нынешнее состояние дорог считается ненормативным?
  2. Как оформить ДТП из-за скользкой (колейной) дороги?
  3. А если инспекторы отказываются оформлять такой акт?
  4. Что делать, если вменяют пункт 10.1 ПДД?
  5. На кого подавать в суд?
  6. В каких случаях дорожников оправдают?
  7. Смотрим дороги в центре Челябинска
1

А нынешнее состояние дорог считается ненормативным?

В целом, да, как и лексика, которой сопровождается проезд по ним. Требования к зимнему содержанию дорог прописаны в разделе № 8 ГОСТ Р 50597–2017, и если вкратце, то рыхлый и талый снег с многополосных городских улиц должны убирать за 3–5 часов с момента окончания снегопада, а зимнюю скользкость — за 4–5 часов с момента ее обнаружения. Ледяной накат и гребенка перед светофорами относятся как раз к этой категории. Даже с самых второстепенных проездов следы снегопадов должны счищать в течение 12 часов.

Наличие снега на проезжей части толщиной 1–2 см допускается только во время снегопада или метели и до окончания снегоочистки. Обочины необходимо очищать в пределах 24 часов после снегопада, а нагромождать снежные валы вдоль многополосных дорог не разрешается в принципе.

В таком состоянии дорога может быть лишь несколько часов после окончания снегопада

ГОСТ допускается формирование уплотненного снежного покрова на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки: например, это могут быть подъезды к небольшим селам или малоиспользуемые дворовые проулки. Но даже в этом случае колеи глубже 3 см нужно устранять в течение двух суток, равно как и надолбы или углубления. Так что да, многие дороги Челябинска не соответствуют требованиям стандарта.

2

Как оформить ДТП из-за скользкой (колейной) дороги?

Если вы планируете подать в суд именно на дорожные службы, вызов экипажа ГИБДД на место обязателен. Одна из задач инспекторов — зафиксировать состояние дорожного полотна. Делается это в специальном документе, который называется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги (улицы).

Так выглядит акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги (улицы)

В этой бумаге инспектор зафиксирует, например, наличие уплотненного снега, наледи, колеи, надолбов, а также укажет тип камеры, с помощью которой производилась фото- или видеосъемка. Этот акт наряду с прочими стандартными документами (схема ДТП и так далее) является основой для взыскания компенсации с дорожных служб.

3

А если инспекторы отказываются оформлять такой акт?

Нередко инспекторы ГИБДД склонны считать, что водитель не справился с управлением. В отказе о возбуждении административного дела они указывают пресловутый пункт 10.1 ПДД. Практикующий автоюрист Лев Воропаев говорит, что это довольно распространенная ситуация, и водителю в этом случае необходимо потребовать составление упомянутого акта.

— Если инспекторы не соглашаются, нужно фиксировать их отказ на видео, обращаться к начальнику их подразделения, к дежурному прокурору, в общем, добиваться, чтобы акт был оформлен, — рекомендует Лев Воропаев.

Не стесняйтесь и сами фиксировать состояние дорожного полотна на смартфон
4

Что делать, если вменяют пункт 10.1 ПДД?

Одна из аварий в последние дни: Renault Logan выкинуло из обочины на снежный бруствер вдоль дороги

Это более чем вероятно: водителя обвиняют в том, что он не выбрал скорость, соответствующую дорожным условиям, или затормозил при обнаружении опасности. Штрафа за подобное нарушение в КоАП нет, поэтому инспекторы оформляют отказ в возбуждении административного дела. Но в любом случае нарушение пункта 10.1 ПДД фиксируется, и для суда это может быть основанием для перекладывания вины на водителя. Впрочем, Лев Воропаев считает, что при наличии упомянутого выше акта это не столь существенный вопрос.

— Практика по таким делам очень подвижна, но если брать нынешнюю ситуацию, в 80–90% случаев суды склонны делить вину 50:50 между водителем и дорожным службами, — объясняет он. — То есть даже если водителю не вменили нарушение пункта 10.1 ПДД, он вряд ли получит с дорожников полную компенсацию. И да, конечно, бывают ситуации, когда суд приходит к выводу об отсутствии вины дорожных служб.

Один из дворовых выездов. По ГОСТу даже в таких случаях снег и зимняя скользкость должны устраняться в пределах 12 часов. А глубина колеи в любом случае не может быть больше 3 см
5

На кого подавать в суд?

В общем случае — на владельца дороги или организацию, ответственную за ее содержание. Применительно к челябинским дорогам речь идет или о городской администрации, или о подрядчиках, которым поручена уборка улиц. В Челябинске этим занимается несколько компаний, которые мы нанесли на инфографику (подробнее об этом).

Лев Воропаев советует в иске указывать в качестве ответчиков и администрацию Челябинска, и подрядчиков, отмечая при этом, что суды чаще склонны возлагать ответственность на вторых.

6

В каких случаях дорожников оправдают?

Для иска против дорожных служб важно, чтобы авария произошла именно по причине скользкости дороги, а не просто на участке, где были те или иные проблемы. Условно, если водитель проскакивает на красный свет и сносит другой автомобиль, причиной аварии является грубое нарушение правил. Но если, например, машину выбрасывает из колеи в снежный бруствер, шансы отсудить компенсацию у дорожников высоки.

7

Смотрим дороги в центре Челябинска

К перекрестку ведут колеи, на самом пересечении — сплошной каток
Опасное место — спуск с моста на пересечении Кашириных и Труда
Держите дистанцию
Наличие укатанного снега допускается только в первые часы после снегопада
На колеях машину может выбрасывать в сторону
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем