MGORSK
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+12°

ясная погода, без осадков

ощущается как +9

4 м/c,

сев.

735мм 80%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Авто Кризис-2024 Бензин, запчасти и ОСАГО: как изменятся цены на основные автомобильные товары в 2023 году

Бензин, запчасти и ОСАГО: как изменятся цены на основные автомобильные товары в 2023 году

Стоимость владения автомобилем максимально выросла

Lada Granta стоит от 678 тысяч рублей в самой пустой версии. Цены на более-менее оснащенные комплектации — ближе к 800 тысячам

Прошлый год отметился рекордным подорожанием автомобилей, ОСАГО и запасных частей, хотя были и островки стабильности, например стоимость бензина. Продолжится ли ажиотажный рост цен в 2023-м и какие из расходов автомобилистов рискуют стать критическими? Рассказываем по пунктам о том, что известно к этому моменту.

Цены на автомобили: снижение маловероятно

В 2022 году автомобильный рынок лихорадило: цены на новые автомобили скакнули весной, и одно время за Volkswagen Tiguan просили до 8,5 млн рублей. После волны ажиотажа рынок немного стабилизовался, были даже примеры снижения рекомендованных розничных цен: так, Haval Jolion в марте стоил от 2,4 миллиона рублей, но к концу года подешевел до 1,9 миллиона (в базовой версии). При этом цена всё равно значительно выше той, что была год назад: в начале февраля 2022 года Jolion стоил от 1,5 миллиона рублей.

Поскольку большая часть привычных для россиян автобрендов из России ушла, их дилеры распродают складские запасы, и цены остаются высокими. Производство и поставки автомобилей в Россию сохранили только местные автобренды (АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ) и китайские, а рынок между ними поделен четко: до миллиона рублей можно купить только три производимые АВТОВАЗом модели (Lada Granta и две версии Lada Niva), а китайские машины, за редким исключением, стоят более 2 миллионов рублей.

Даже самые простые китайские кроссоверы стоят под 2 миллиона рублей и больше

Аномально высокие цены установились из-за резкого снижения конкуренции: так, в декабре 2022 года 70% продаж автомобилей пришлось на российские и китайские марки — и доля продолжает расти. Рынок легковушек сегодня контролируют, по сути, пять брендов: Lada, УАЗ, Haval, Chery и Geely. Эксперты считают, что без прихода большого количества новых игроков поводов снижать цены у автопроизводителей нет.

— Стимулятор для снижения стоимости — это или конкурентная среда, или товар недостаточного качества, — рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. — Если открыть границы для ввоза машин, то возникнет конкуренция, в том числе между китайскими производителями, между теми, кто ввозит машины параллельным импортом. Таможенные пошлины у нас заградительные, и раньше они способствовали росту производства на территории РФ, но роста не произошло, произошел регресс, и, кроме трех калек-заводов в Липецке, Москве, Тольятти, производства почти не осталось, а пошлины — на месте. Но когда к Минфину обращаются с предложением снизить их, он говорит: «Извините, нам деньги очень нужны».

Цены на автомобили в России одни из самых высоких в мире

С января 2023 года слегка увеличился акциз при ввозе автомобиля, хотя корректировка гомеопатическая: например, доплата за автомобиль мощностью 150 л. с. составит лишь 300 рублей. Пошлины и утилизационные сборы пока не меняются, но утвержденная правительством РФ стратегия развития автопрома предполагает сохранение или даже усиление протекционистских мер.

В 2023 году должен расшириться ассортимент марок и моделей, и дилеры очень надеются на медленное снижение цен. Но проблема в том, что в сегменте доступных автомобилей пополнений пока нет. Так, «Москвич» обнародовал стоимость базового переднеприводного кроссовера «Москвич 3», которая начинается от 1,97 миллиона рублей, а электрическая версия и вовсе стоит от 3,5 миллиона рублей. Расшевелить рынок вроде бы должен новый проект АВТОВАЗа на базе петербургского завода Nissan, где планируют собирать среднеценовые китайские автомобили под брендом Lada. Но подробностей пока нет, а заявленный в 2023 году объем выпуска минимален — всего 10 тысяч автомобилей. Для сравнения: Hyundai выпускал на заводе под Петербургом в год более 200 тысяч автомобилей популярного В-класса.

Одна из самых популярных «параллельных» иномарок — Mazda CX-4 из Китая (аналог нашей CX-5). Цены стартуют от 3 миллионов рублей

Не спасает пока и параллельный импорт, поскольку накладные расходы и пошлины сильно увеличивают стоимость автомобиля и делают нерентабельным ввоз дешевых машин. Поэтому эксперты сомневаются, что цены будут снижаться: возможны точечные корректировки, но в остальном российский авторынок попал в разряд рискованных, сложных и низкоконкурентных, и выжившие игроки используют ситуацию в своих интересах.

Поручение президента создать систему контроля цен на автомобили эксперты считают трудным к исполнению.

Цены на запчасти: рост затормозился

Стоимость популярных запчастей, по разным оценкам, с февраля прошлого года выросла на 25–70%, но ситуация очень неоднородна. Сильнее прибавили компоненты непопулярных марок, а также уникальные для данной модели детали, например кузовные части, фары, лобовые стекла. Так, по данным Российского союза автостраховщиков, пятая дверь Nissan X-Trail подорожала на 70%, фара Kia Ceed — на 50%, ветровое стекло на Audi Q7 — почти на 80%. Есть и более экстремальные примеры, скажем, головная оптика для ряда японских моделей прибавила в цене аж двукратно.

Медленнее дорожали запчасти для Lada (примерно на 10%), а среднее по рынку повышение цен на автокомпоненты в 2022 году страховщики оценивают в 28%. При этом основной рост пришелся на первую половину года, а к осени РСА зафиксировал их стабилизацию.

Стоимость запчастей выросла в среднем примерно на четверть, но отдельные компоненты прибавили в два раза

Стоимость запчастей во многом определяется сложностями с их доставкой, поэтому и динамика цен во многом зависит от того, смогут ли сервисы решить логистические вопросы, в том числе для ввоза альтернативных компонентов, например из Китая (что возможно не для всех позиций). На стоимость запчастей также влияют курсы валют, которые в конце 2022 года вышли из полугодовой спячки. Но без резких изменений геополитической ситуации эксперты не ждут резкого удорожания запчастей, хотя медленная инфляция вполне возможна.

Цены на топливо: эталон стабильности

По данным Росстата, к концу 2022 года стоимость популярных видов бензина АИ-92 и АИ-95 оставалась на уровне 2021 года (прибавка 1%), то есть не выросла даже на уровень инфляции. Более заметно, на 4,5%, подорожал бензин АИ-98, а рекордсменом стало дизтопливо, прибавившее почти 9% в годовом выражении.

Стоимость топлива остается достаточно стабильной с весны 2018 года, когда разразился топливный кризис и власти заключили с нефтяными компаниями неформальное соглашение. Оно разрешало крупным игрокам поднимать розничные цены лишь в пределах инфляции, и в течение последующих четырех лет компании выполняли это правило, хотя периодически им приходилось сдерживать цены искусственно, что било по независимым АЗС. Ситуация радикально изменилась весной 2022 года, когда из-за ограничений на импорт российских нефтепродуктов упали биржевые цены и вроде бы появилась возможность снизить и розничные. Но этого не произошло, и нефтяные компании по-прежнему удерживают стоимость популярных видов бензина на прежнем уровне.

Стабильность розничных цен на бензин отчасти обманчива: это происходит на фоне сильного снижения биржевой стоимости бензина и увеличения маржи продавцов

В октябре 2022 года биржевая стоимость популярных видов бензина на бирже снизилась до шестилетнего минимума, например, за тонну бензина АИ-92 просили порядка 35 тысяч рублей, тогда как в начале 2022 года она достигала 52 тысяч рублей. Оптовая цена бензина АИ-95 падала в октябре до 38 тысяч рублей против 55 тысяч в январе прошлого года. Нетрудно посчитать, что разница между оптовой и розничной ценой, например, для АИ-95 в пересчете на литр топлива превышает 20 рублей. Но нефтяные компании не спешат корректировать цены в минус, поскольку соглашение с правительством не подразумевает таких обязательств. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов объясняет эту стратегию просто: нефтяные компании не снижают розничную цену, поскольку в случае дальнейшего удорожания опта им просто не дадут вернуть прайсы на прежний уровень из-за упомянутого соглашения с властями.

Из хороших новостей: предпосылок к резкому увеличению стоимости топлива нет, поскольку компании всё так же выполняют обязательства перед правительством, а оптовая цена топлива остается на сравнительно низком уровне.

Цены на ОСАГО: тревожное ожидание

В прошлом году тарифная политика ОСАГО менялась дважды: сначала в январе, затем в сентябре. В течение 2022-го максимальная планка базового тарифа выросла на 39%. Хотя страховые не обязаны выбирать именно максимальный тариф, автомобилисты активно жаловались нам, что компании заряжают им предельную сумму страховки даже при наличии идеальных параметров (возраст, стаж, низкая аварийность). А для неблагополучных категорий водителей стоимость полиса ОСАГО достигает 100 тысяч рублей и более, хотя средние цифры ниже — порядка 6,5 тысячи рублей. Это в любом случае на тысячу дороже, чем год назад.

Повышение стоимости ОСАГО страховщики объясняют возросшими расходами на запчасти, из-за чего в течение 2022 года несколько раз корректировали справочник цен, по которому считается размер ущерба. Последняя корректировка в декабре была лишь косметической, что говорит о стабилизации ситуации на рынке. Тем не менее у Банка России остается право корректировать тарифы несколько раз в год, если такая необходимость возникнет.

Помимо стоимости запчастей, страховщиков волнуют их сроки поставки, и, чтобы снизить накал проблемы, при ремонте по ОСАГО разрешили использовать неоригинальные запчасти (но не дешевле 20% стоимости оригинала), также обсуждается идея применять бывшие в употреблении детали и увеличить срок ремонта с 30 до 60 дней.

С учетом недавней корректировки тарифов, предпосылок к резкому удорожанию ОСАГО пока нет, но удобство пользования страховкой снижается, а для отдельных категорий (например, такси и аварийных водителей) она уже стала крайне дорогой. Из-за роста числа безосажных водителей власти обсуждают резкое увеличение штрафа за отсутствие полиса и проверку его наличия с помощью камер.

А вот рассказ о том, что осталось от российского автопрома к началу 2023 года. Посмотрите также обзор наиболее значимых автоновинок второй половины 2022 года. Покупая автомобиль сейчас, опасайтесь компаний, которые анонсируют аномально низкие цены.

Столкнулись с проблемами при покупке автомобиля, его ремонте или оформлении ОСАГО? Напишите нам!
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем