Авто Кризис-2024 карточки В Челябинске заработали бензороботы с дешевым бензином. А они безопасны? И где они берут топливо?

В Челябинске заработали бензороботы с дешевым бензином. А они безопасны? И где они берут топливо?

Отвечаем на частые вопросы об автоматических контейнерных заправках

Контейнерные АЗС продают топливо на 3–7 рублей дешевле, чем крупные сети

Читатели 74.RU обратили внимание на распространение в Челябинске так называемых бензороботов — мини-АЗС, которые работают без оператора и предлагают экономию до 7 рублей с литра бензина. Всех волнует два вопроса: насколько они законны и, главное, каким именно бензином торгуют? Мы углубились в вопрос, и оказалось, что он гораздо масштабней, чем казалось на первый взгляд. Например, в Челябинске расположено несколько заводов по производству бензороботов, но свои устройства они продают в основном в другие города. Ниже — ответы на часто задаваемые вопросы о бензороботах.

  1. Что такое бензоробот?
  2. А это вообще законно?
  3. А сколько сэкономишь на такой АЗС?
  4. Насколько качественный бензин продают бензороботы?
  5. Контейнерные АЗС — рентабельный бизнес?
1

Что такое бензоробот?

Это полностью автоматизированная легкосборная автоматическая заправочная станция, оснащенная надземной емкостью для топлива — это отличает их от полноценных АЗС, резервуары которых находятся под землей.

Вместо кассира — сенсорный экран. Оплачивать можно наличными, банковской или топливной картой

Особенной новизны в этой идее нет: бензороботы являются разновидностью контейнерных АЗС, которые получили распространение еще в 1990-х. В десятых годах их постепенно вытеснили сетевые заправки, но идея контейнерных АЗС получила новый импульс, когда появились автоматизированные заправки, не требующие присутствия оператора.

Снимок 2009 года: контейнерная АЗС на улице Елькина, еще без автоматики. Что интересно, во время нашего рейда по заправкам именно здесь бензин был хорошего качества, потому что владелец закупал его на оптовой базе крупного сетевика
2

А это вообще законно?

Вопрос о безопасности и законности бензороботов стал особенно острым после возгорания такой заправки в «Парковом-2» 5 августа.

Для установки классических АЗС требуется огромное количество согласований, тогда как бензороботы появляются как будто в произвольных местах и зачастую принадлежат не крупным фирмам, а бизнесменам-частникам.

Пожар на бензомате в «Парковом-2» напряг жителей микрорайона, потому что АЗС стоит недалеко от домов

Тем не менее в российских нормативах есть понятие контейнерной АЗС — например, в СП 156.13130.2014 она определяется как заправка, у которой резервуар расположен над землей, а топливораздаточная колонка конструктивно объединена с контейнером для хранения топлива. В нормативах есть еще близкое понятие модульной АЗС, но у нее колонка и надземный резервуар разнесены.

На заводе «Форвардс», занимающемся производством контейнерных бензороботов, на вопрос об их легитимности в сравнении с обычными заправками ответили так:

— Классические АЗС — это очень забюрокраченная история, поскольку при их строительстве необходимо проводить земельные работы и получать множество согласований, а мы делаем контейнерные АЗС, которые полностью разрешены законом. Для них тоже есть требования, например, к размещению, но если их выполнить, они имеют право работать.

Воспламенившаяся АЗС в «Парковом-2» была производства как раз «Форвардс». Ее представитель сказал, что возгорание имело внешний характер: по данным самой компании, водитель Lada Largus заправлял пластиковую канистру, которая вспыхнула из-за разряда статического электричества.

Валерий Чернов, гендиректор компании «Бензот», которая также занимается производство бензороботов в Челябинске, подробнее рассказал о требованиях к размещению контейнерных АЗС:

— Согласно правилам пожарной безопасности НПБ 111–98 для АЗС с контейнером объемом до 20 кубометров минимальное расстояние до лесных массивов — 12 метров, до края проезжей части — 15 метров, до гаражей и стоянок — 20 метров, до производственных зданий — 25 метров, до жилых домов — 40 метров.

Пример контейнерной АЗС «Бензот» челябинского производства

При этом компания «Бензот» продает свои АЗС за пределы Южного Урала, а к использованию бензороботов в Челябинске ее директор относится скептически:

— С бензороботами нет проблем, если соблюдать все правила: в этом случае, вход в бизнес достаточно простой, — говорит Валерий Чернов. — А если не соблюдать, то это Челябинск. Например, правила размещения здесь нарушают регулярно, но не стоит забывать, что любая АЗС — это объект повышенной опасности.

Он отмечает, что, несмотря на наличие собственных заводов по производству контейнерных АЗС, в Челябинске это направление не получило мощного развития, а действующие игроки идут по пути наименьшего сопротивления. Поэтому сама компания «Бензот» предпочитает работать с иногородними бизнесменами.

3

А сколько сэкономишь на такой АЗС?

В Челябинске они продают в основном один вид топлива, хотя технических препятствий для торговли всем ассортиментом бензинов и дизтоплива нет. Владельцы таких АЗС в частном разговоре сказали, что предпочитают бензин АИ-92, поскольку торговать «девяносто пятым» невыгодно: маржа получается меньше, а любители бензина АИ-95 чаще выбирают сетевые АЗС.

Цена заманчива: на сетевой АЗС через дорогу бензин АИ-92 стоит 46,37 рубля

Стоимость бензина АИ-92 на контейнерных АЗС в Челябинске составляет чуть менее 40 рублей за литр. Это на 3–7 рублей дешевле, чем стоит такой же бензин на сетевых АЗС. Относительно же АИ-95 экономия достигает до 10 рублей с литра. Много ли это? Скажем, при годовом пробеге 20 тысяч километров и среднем расходе 8 л/100 км каждый рубль в цене топлива выливается в 1600 рублей годовой переплаты, а пять рублей — в 8000. Впрочем, выгоды и риски каждый автомобилист оценивает по-своему — универсального рецепта здесь нет.

4

Насколько качественный бензин продают бензороботы?

Опрошенные нами владельцы контейнерных АЗС заявляли, что покупают топливо на раздаточной базе одной из крупных нефтяных компаний. Но проверить это сложно — потребуется доступ к финансовым документам компании, а на самих контейнерных АЗС детальной информации о топливе мы не нашли. Кроме того, даже если в данный момент такая заправка торгует качественным топливом, нет никаких гарантий, что в следующий раз владелец не зальет в них паленое топливо: сознательно или по ошибке. Кроме того, контейнерные АЗС нуждаются в регулярном обслуживании: нужно проверять резервуары на наличие воды, менять фильтры, периодически чистить емкости. Кто и как этим занимается — вопрос также открытый.

На боковине контейнерной АЗС висят сертификаты, подтверждающие ее соответствие нормативам. Но понять, какое именно топливо она продает, нам сразу не удалось. Владелец сказал, что покупает его на оптовой базе крупной нефтяной компании

Один из владельцев сети таких АЗС в анонимном разговоре сообщил, что следит за качеством очень тщательно, поэтому в его сети заправляются все знакомые — то есть он дорожит личной репутацией (и, кстати, ездит на электромобиле). При этом он сказал, что в Челябинске много «пацанов», которые ставят АЗС непонятно где и льют в них непонятно что. Подтвердить или опровергнуть эти заявления без лабораторного анализа топлив нельзя, но вполне очевидно, что владелец контейнерных заправок несет куда меньше юридических рисков, чем, например, брендированная сеть АЗС.

Я попробовал налить 5 литров топлива в дополнение к 10 литрам «сетевого» бензина в баке (АИ-95). Явных признаков контрафакта пока не обнаружил: динамика не пострадала. Но судить о долгосрочной безопасности сложно

В России контроль топлив осложнен чрезмерной забюрокраченностью процедуры: проводить проверки могут лишь надзорные органы, предупреждая руководство АЗС заранее (да-да) и не слишком часто. Лет пять назад обсуждалась идея общественных контролеров, но на практике реализована не была.

Аналогичная ситуация — с недоливами топлива. Два года назад предлагалось ввести оборотные штрафы для АЗС (то есть в пропорции к денежному обороту компании), но и эта идея забуксовала в согласованиях.

Обе проблемы могут встречаться и на АЗС крупных сетей, но поскольку их бизнес зависит от государства и политики, в последние годы они стараются не лезть на рожон и следят за качеством топлива: для них риски зачастую не сопоставимы с экономией. Что касается мелких сетей классических АЗС и контейнерных заправок, то здесь качество топлива и точность налива во многом определяется чистоплотностью владельца.

Опрос среди друзей и знакомых показал, что есть те, кто пользуется услугами контейнерных АЗС давно и доволен, но есть и те, кто попробовал и нарвался на плохой бензин (жалобы на «чихание» двигателя и странный запах топлива).

5

Контейнерные АЗС — рентабельный бизнес?

Несмотря на наличие нескольких производителей таких заправок, Челябинск относится к аутсайдерам по их числу: спикеры говорят, что куда больший спрос на бензороботы, например, в Самаре.

Валерий Чернов рассказал, что в 2018 году при формировании рекомендаций для владельцев таких АЗС компания «Бензот» исходила из следующих параметров: маржа с литра топлива должна составлять не менее 3 рублей, суточные продажи — не менее куба (1000 л).

— При таких условиях бизнес становится рентабельным: то есть вы зарабатываете на каждой АЗС порядка 90 тысяч рублей в месяц, из которых примерно 20 тысяч уходят на постоянные расходы, — говорит Валерий Чернов.

Плюсы контейнерных АЗС — простота монтажа и отсутствие работника. Из минусов — сложности с поиском хорошего места, где установка АЗС разрешена и высок трафик клиентов. Например, владелец одной из заправок на «Меридиане» рассказал, что в сутки его АЗС продает порядка 400 литров, правда, и маржа выше — порядка 5 рублей с литра. По его словам, это тот минимум, при котором имеет смысл работать; всё, что ниже — себе в убыток.

А вот контейнерная АЗС без автоматизации: оплатить топливо можно в соседнем «бункере»

Для частных АЗС в России есть и еще один глобальный риск — аномальное соотношение оптовых и розничных цен на бензины. После топливного кризиса 2018 года государство установило потолок розничной цены для топлив — с тех пор она росла в пределах инфляции. Поэтому были периоды, когда сетевые игроки искусственно сдерживали стоимость бензинов на заправках, а оптовая цена продолжала расти и почти сравнивалась с розничной: для независимых АЗС это было катастрофой. Но весной 2022 года оптовые цены на топлива резко упали, поэтому рентабельность бизнеса именно сейчас находится на неплохом уровне. Вопрос в том, надолго ли.

С 2018 года действует ограничение на рост цен сетевых АЗС, поэтому иногда они держат розничную цену искусственно, зарабатывая на других звеньях (в том числе на продаже попутных услуг)

Не стоит забывать и про инвестиции в бизнес. Скажем, контейнерная АЗС на 6 кубов с учетом НДС и прочих расходов обойдется примерно в 2 миллиона рублей, 30-кубовая — в 3 миллиона. Если принять чистую прибыль с одной заправки на уровне 70 тысяч рублей в месяц, эти деньги отобьются через два с половиной года без учета банковских переплат (если речь о кредитных средствах).

На каких АЗС заправляетесь вы?

Строго на сетевых с известным брендом
На безымянных (малоизвестных) АЗС классического типа
На контейнерных АЗС
По-разному
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем