Со вторичного рынка Челябинска стали вымываться автомобили свежих годов выпуска, установили аналитики сайта «Дром» на основе анализа автообъявлений. Так, в апреле 2022-го количество выставленных на продажу трехлеток сократилось на 11% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, в первой половине мая падение составило 15%.
— Автолюбители не заинтересованы продавать свои свежие автомобили в условиях дефицита и высоких цен на новые авто, — отметил аналитик автомобильного сайта «Дром» Алексей Гришин. — Предложение на трехлетки сократилось еще во время ажиотажного спроса в марте и сейчас продолжает снижаться. Раньше автовладельцы могли себе позволить поменять автомобиль, потому что он надоел и захотелось новую модель. Сейчас такое потребительское поведение осталось в прошлом. В новой реальности средний срок владения авто значительно увеличится, без особой необходимости автолюбители не будут менять машины.
У дилеров новых машин ощущается всё более острый дефицит товарных автомобилей, особенно в популярных модификациях, что также подстегивает покупателей искать аналоги на вторичном рынке.
Повышенный спрос на трехлетки привел к росту цены: по данным «Дрома», он составил 47–60% в зависимости от модели (в сравнении с прошлым годом).
Анализ автообъявлений также показывает, что трехлетние машины стоят сегодня как аналогичные новые модели в конце 2021 года. Для сравнения: переднеприводный Renault Arkana 1.6, выпущенный в 2019 году, оценивается сегодня в 1,3–1,7 миллиона. В этом же диапазоне лежала цена новых «Аркан» всего полгода назад.
В Челябинской области хитом среди трехлеток предсказуемо стала Lada Granta. По данным «Дрома», ее средняя цена относительно прошлого года увеличилась на 42% и составила 650 тысяч рублей. Спросом пользуется и Lada Vesta, которая также подорожала почти в полтора раза и стоит теперь 968 тысяч рублей: еще недавно это была верхняя планка для новых «Вест». Трехлетний Kia Rio прибавил чуть меньше — 37% — и в среднем оценивается в 1,3 миллиона рублей.
Накручивание цен происходит на фоне остановки автосборочных заводов, что создает дефицит новых моделей. Чтобы справиться с нехваткой компонентов, правительство разрешило выпускать машины по экологическим стандартам 1992 года.
В мае главный российский производитель АВТОВАЗ был национализирован: доля компании Renault перешла под контроль структур Минпромторга. При этом в правительстве обещают сохранить выпуск моделей Renault под брендом Lada. А на столичном заводе, где французы делали Duster и Kaptur, будут выпускать «Москвичи».