Крупные шинные компании объявили о приостановке выпуска шин в России. Continental сослалась на переизбыток резины калужского производства на складах, Bridgestone остановила завод в Ульяновске до нормализации ситуации, а Michelin поставила на паузу предприятие в Давыдово (Московская область). Насколько это критично с точки зрения сезона переобувки? Мы проехались по шинным центрам, чтобы оценить ассортимент и цены.
Запас есть, но не безграничный
Дефицита пока не ощущается — шины к теплому сезону закуплены еще зимой, а кто-то и вовсе распродает прошлогоднюю коллекцию. У крупных продавцов есть все популярные типоразмеры и марки резины, включая отечественные (Кама, Viatti, Cordiant) и наиболее популярные импортные — Nokian, Continental, Michelin, Bridgestone, Yokohama, а также множество китайских брендов (о них ниже). По словам продавцов, из-за приостановки поставок в зоне риска скорее дорогие шины редких размерностей, поскольку в этом сегменте высока доля импорта. Что же до шин с посадочным диаметром 15–16 дюймов, ассортимент есть и в магазинах, и на складах.
Ухудшения ситуации продавцы ждут скорее к началу апреля, когда начнется основной сезон шиномонтажа. В одном из магазинов нам показали длинный перечень марок и типоразмеров шин, из которых поставка примерно половины позиций сейчас приостановлена. Остальные есть в наличии на складах, но общий объем по сравнению с прошлым годом сократился. Впрочем, трудности с поставками начались еще прошлой весной из-за отложенного эффекта пандемии.
Некоторые интернет-магазины перестали работать без полной предоплаты: говорят, такие условия выдвигают оптовики, а им, в свою очередь, диктует производитель. Если же не оплачивать шины заранее, во время доставки цена может измениться.
Шины дорожали весь прошлый год
Вычислить, на сколько именно прибавили шины после начала спецоперации на Украине, сложно — стоимость резины непрерывно росла весь прошлый год, на что наложилась традиционная наценка перед началом горячего сезона.
Например, шина Hankook Ventus Prime 205/55 R16 в прошлом году стоила 3400, сейчас — 7400 рублей. Осенью прошлого года Continental Viking Contact 7 185/65 R15 обошелся бы в 9300, сейчас, несмотря на несезон для зимней резины, за него просят 14 500 рублей. Но такое подорожание обусловлено скорее совокупностью факторов, включая пандемийный кризис поставок. В последнее время, по словам продавцов, шины прибавили в районе 20%, то есть для колес популярной размерности наценка составила в районе 1000 рублей.
Наиболее дешевые летние шины «Кама» для вазовской «классики» диаметром 13 дюймов стоят сейчас от 3500 рублей, аналогичные Nokian SX3 — около 4500 рублей. Шины размерностью 15–16 дюймов, популярные у недорогих иномарок, начинаются от 5 тысяч рублей, если предпочесть отечественный бренд (например, Viatti или Cordiant) и до 10 тысяч рублей для топовых импортных моделей. Конкуренцию отечественным маркам составляет бюджетный Nokian Nordman SX3, цена которого зависит от индекса грузоподъемности: если базовая модель размерностью 205/55 R16 стоит 5290 рублей, то усиленная XL — 8260 рублей.
А что «китайцы»?
Продавцы отмечают растущий ассортимент китайской резины: Rotalla, Triangle, Aplus, Ling Long, Nankang (Тайвань). По цене они сопоставимы с российскими шинами; например, резину размерностью 185/65 R15 для базового Hyundai Solaris предлагают Nankag (4800 рублей) и Linglong (4900 рублей). Отечественные Viatti Strada (Нижнекамский шинный завод) будут рублей на 500 дешевле, а продукция именитых брендов стоит уже 7–10 тысяч рублей.
Китайские шины Nankang NS20 для кроссовера Kia Sportage стоят порядка 9600 рублей за шину, что примерно в полтора-два раза дешевле продукции именитых брендов.
Будут ли шины дорожать дальше?
Участники рынка неохотно комментируют этот вопрос: говорят, пока стоимость резины менялась в русле тенденции, которая зародилась еще в прошлом году. Резких скачков цен, как в случае с моторным маслом или популярными расходниками, пока не произошло, но они не исключены — многое здесь зависит от позиции производителей и объема поставок. Если вы планировали обновить резину перед летним сезоном, лучше не затягивать с покупкой.
Как понять, что резину нужно менять?
Правила дорожного движения в качестве основного критерия используют остаточную глубину протектора — она не должна быть меньше 1,6 мм. По мере истирания шин снижается способность отводить воду из пятна контакта, поэтому «лысая» резина увеличивает риск аквапланирования.
В шиномонтажных мастерских для определения остаточной глубины используют щуп, но у некоторых шин есть встроенный индикатор износа (например, в виде выступа на дне канавки). Проверять состояние шины нужно по всей поверхности, потому что износ зачастую неравномерен.
На шине не должно быть явных повреждений: трещин, боковых порезов, грыжи, разрушения корда. Следить за этим особенно важно, потому что внезапное разрушение шины, особенно на большой скорости, чревато тяжелейшими последствиями.
Можно ли донашивать зимнюю резину?
В принципе, можно. Формально правила запрещают езду летом на шипованной резине, но штрафа за это нет. Резина с удаленными шипами или фрикционная может использоваться без ограничений. Но сцепные свойства зимней резины, особенно мягких сортов, на асфальте хуже, а износ будет велик.
Что еще почитать об экономической ситуации
смотрим в одной картинке, как за 10 лет подорожала Lada Granta;
в Leroy Merlin и Castorama изменили условия покупки товаров;
разбираемся с экспертами, что теперь делать ипотечным заемщикам;
детское питание резко подорожало, как получить смеси и каши бесплатно;
во что будем одеваться после массового ухода зарубежных брендов из страны;
крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка;