Мы все привыкли к критике самокатчиков. Каждое серьезное ДТП провоцирует новую волну обсуждений о необходимости запретить, ужесточить и наказать. Нарушений любители колесного транспорта действительно допускают немало — могут выезжать на пешеходные улицы, кататься вдвоем на одном самокате, сбивать прохожих и так далее. Но урбанист из Челябинска и постоянный колумнист 74.RU Григорий Шевченко считает, что нужно уравнять самокатчиков и автомобилистов в правах. И нет, речь не идет об очередном ужесточении, даже наоборот. Наш эксперт полагает, что требования сейчас чересчур завышены. Публикуем его точку зрения.
Последние три года каждое лето с появлением самокатов начинаются аварии и разговоры о штрафах для СИМ (средств индивидуальной мобильности). Жители ждали, что эти средства передвижения внесут в ПДД, чтобы правила касались и этого транспорта. Но это не первый случай, когда появление новинок началось с рьяного противостояния, а закончилось не запретами, а внедрением транспорта в привычную нам жизнь.
То, что сейчас проходят СИМ, почти 200 лет назад прошел велосипед.
Прототипы появились еще в 1818 году. Поначалу их хотели запретить на дорогах и оставить только как развлечение для парков. 1884 стал поворотным моментом, когда велосипед приобрел современный вид. И с тех пор уже вошел в нашу жизнь. Велосипеды сейчас редко вызывают столько негатива, да еще и пользуются спросом. Например, в 2023 году лучшей доставкой по версии Народной премии 74.RU стала фирма, которая активно использует велосипеды даже зимой.
Но в чем основное отличие самоката от велосипеда? Размер колеса. От него напрямую зависит комфорт поездки и способность преодолевать препятствия. Чем колесо больше, тем проще перескочить бордюр. Второе отличие — это центр тяжести, который делает самокаты менее устойчивыми.
И сколько же произошло ДТП за весь 2023 год в России с самокатами? За 2023 год количество ДТП выросло в 3,3 раза, с 941 до 3100. В этих ДТП погибло 43 человека! Цифра внушительная. Пока не начнешь сравнивать с ДТП с автомобилями. Ежедневно на дорогах России погибает от 40 до 60 человек. То есть примерно в 365 раз больше за год, чем от СИМ.
Для СИМ ввели и штрафы, чтобы наказывать за нарушение скорости. Сейчас большая часть их ездит со скоростью 20–25 км/ч, а в парках скорость наемных самокатов автоматически снижается до 10 км/ч. Разрешенная скорость для СИМ 25 км/ч. Превышение на 20 км/ч карается штрафом в 5000 рублей. А начинают штрафовать, если СИМ превысил даже на 5 км/ч. В этом плане автомобилистам повезло. Разрешенная скорость 60 км/ч. Штраф в 5000 рублей вы получите, если превысите скорость на 80 км/ч. Первые 20 км превышения вообще не штрафуют, а штрафы начинаются от 250 рублей (если оплатить в льготный период).
Справедливо ли, что в ДТП с автомобилями погибает в 365 раз больше людей ежегодно, а штрафы для автомобилей на 95% меньше?
Думаю, стоит уравнять автомобили с СИМ по штрафам и минимальному порогу наказания. Сейчас он 20 км/ч, а стоит сделать 5, как для СИМ. Согласно ФЗ РФ от 29 декабря 2017 года № 443, основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются приоритет: безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов.
Поэтому, чтобы снизить смертность на дорогах, стоит уравнять в правах автомобилистов и СИМ, а не выдавать для автомобилистов поблажки. Перед законом все равны. А для СИМ надо продолжать создавать удобную среду — велодороги, которые позволят СИМ не сбивать пешеходов на тротуарах и не мешаться на дороге под колесами авто. Ширина Челябинских дорог позволяет! Если согласны, что правила для всех одни, пишите свое мнение в комментарии, обсудим.
Согласны с автором?