Эвакуированная из Мариуполя 96-летняя Валентина Пономарева вернулась в родной Магнитогорск. Здесь похоронены ее родители, живут ближайшие родственники, а дом в Донецкой области, где она жила с мужем и детьми, оказался разбомблен. Главное желание бабушки сейчас — вернуть себе российское гражданство, но из-за бюрократии она боится не дожить до получения документов. О знакомстве с Алиной Кабаевой, эвакуации под огнем, роли кадыровцев и тяготах беженки — в нашем материале.
На доме в Ленинском районе Магнитогорска, где теперь живет 96-летняя Валентина Ивановна, нарисован указатель к советскому бомбоубежищу. Что такое укрываться от минометов и ракет, старушке пришлось испытать на себе. В светлой и уютной квартирке сестры Нины эвакуированная из Мариуполя Валентина Ивановна с ужасом вспоминает о пережитом и постоянно плачет. Ее дом находился на улице Азовстальской, рядом с одноименным комбинатом. Он загорелся от снаряда во время артобстрела. Когда началась активная фаза спецоперации, бабушка даже смирилась с тем, что может погибнуть. Прятаться она не могла — ноги не ходят. Хорошо, что рядом всё это время был родной сын.
— Она вообще [из квартиры] не вылазила. Это я мог выскочить, что-то ей из еды принести, воду, — рассказывает сын Валентины Ивановны Константин. — У нас было пять подъездов, рядом — бомбоубежище советских времен. Там были дети, девушка, которая родила, были люди на колясках, некоторых на носилках приносили. Около сотни людей. Но мама не ходила [в бомбоубежище], и мы вместе месяц в доме прожили. Воды не было, газа, света, свечей тоже. Я уже придумал выход и маму на веревочке ночью водил в туалет.
Как только вдали раздавались залпы, на руки к хозяйке прибегала кошка Ася. С ней в обнимку Валентине Ивановне легче было переживать страшные минуты. Но в конце марта снаряд прилетел в их дом, он загорелся. Нужно было спасаться.
— 27 марта часов в девять утра в наш двор вошли кадыровцы и части ДНР. Мы уже расслабились, думали: «Слава богу, уже ничего не будет». И вдруг как начали минометы молотить, лупить всё сильнее — прямо по нашему двору. Крыши старые, всё загорелось, — вспоминает Константин. — Квартиру разбомбило. Нам всем начали кричать: «Выходите!» Самое главное, она [мама] без кошки не хотела уходить. Дом горит, а я поперся [назад в квартиру]. Сейчас рассказываю, вы подумаете, что герой... А страшно было. Захожу, кошка спряталась, я холодильником цык [хлопнул], и она выскочила. Вот сюда залезла мне (показывает на спину. — Прим. ред.) и всю спину подрала, кричала.
Вместе с кошкой Константин выбежал на улицу, там бойцы кадыровского полка остановили старые «Жигули», на которых ехал житель ДНР, и буквально запихнули старушку с сыном в автомобиль.
— В машину посадили и вывезли нас по зеленому коридору в Новоазовск (с августа 2014 года находится под контролем ДНР. — Прим. ред.) Меня с кошкой в багажник посадили на гранаты, не знаю, как я влез. Мать — на переднее сиденье, — вспоминает Константин. — Мы приехали в школу [в пункт размещения], а там полный спортзал людей. Ну как я мать там оставлю? Хорошо, у моей тещи дом рядом, нам повезло.
Пожилую женщину с сыном и кошкой на время приютили родственники на Донбассе. И Валентина Ивановна, оказавшись в безопасности, вышла на связь с магнитогорской родней.
— Прошу вас, отвезите меня на мою родину, чтобы я посмотрела могилу матери и отца. И там я помру. Прошу, это последнее желание, — вспоминает мольбы бабушки ее магнитогорская родственница Любовь Панфилова.
Слезы Валентины Ивановны выворачивали душу родственникам из Магнитогорска и из Новоазовска. Начали планировать эвакуацию на родину.
— Сначала хотели через Ростов на поезде, а куда нам на поезде? На поезде не довез бы ее, — признается сын Валентины Ивановны. — Потом продукты взяли, загрузились в старенький микроавтобус племянника и поехали через Волгоград, через Сызрань, через Уфу сюда [в Магнитогорск].
Оказавшись в Магнитке, Валентина Ивановна снова плакала, но уже от счастья. В Мариуполе она готовилась к смерти и не вставала. В Магнитогорске ожила, уже готовит семье пирожки, облокотившись на ходунки, и обещает побаловать варениками.
— Я родилась в России, в селе Ивановка Троицкого района. Потом родители приехали на стройку в Магнитогорск. В школу № 12 пошла в соцгороде, — вспоминает Валентина Пономарева. — Окончив школу, поступила в 1941 году в фельдшерско-акушерскую школу в Магнитогорске (местное медицинское училище. — Прим. ред.). Ее же перед этим окончил брат, но он погиб на фронте. А я училась и помогала раненым в госпитале.
После войны Валентина Пономарева окончила индустриальный техникум, получила специальность «химик-аналитик — металлург», работала лаборантом на ММК. Затем получила приглашение на работу от завода в Беговате в Узбекистане и переехала туда.
— Там не было специалистов, — объясняет Валентина Ивановна. — Я проработала несколько лет, вышла замуж за молодого специалиста из Мариуполя. Отработал он, сколько положено, и мы переехали в Мариуполь. Очень много магнитогорцев как специалистов там было. Они Мариуполю помогали, строили стан 3600 и оставались потом. У них уже дети там и внуки. Русских там очень много.
С Россией Валентина Ивановна всегда была связана тесно. В прежние годы ее часто привозили в Магнитогорск на семейные праздники. А южноуральская родня в свою очередь гостила в Мариуполе, купалась в Азовском море. Сейчас Валентина Пономарева живет у сестры Нины Осиповой. Родные сразу сказали бабушке, чтобы о деньгах не думала, прокормят. Но бабушке, которая последний раз получила украинскую пенсию еще в феврале 2022 года, а в Россию вернулась только с двумя фотографиями детей, хочется иметь свою копейку, оформить гражданство. Валентина Ивановна очень переживает, что не успеет дождаться российских документов.
— Как только приехали [в Магнитогорск 7 мая], соцслужбы поставили [Валентину Ивановну с сыном] на учет, выдали продукты, предоставляли машину вместе с креслом, — рассказывает родственница бабушки Любовь Панфилова. — Я сразу пошла в миграционную службу. Сначала мы оформили гостевую визу. Дали нам стандартный список документов. Там такие пункты! Экзамен на знание русского языка за 6000 рублей назначили. Потом оказалось, что его не сдают те, кому больше 65 лет.
Процедура оформления затянулась до июля.
— Врачи приезжали к нам на дом, а на дактилоскопию пришлось ехать. Валентина Ивановна у нас тренировалась спускаться с ходунками с пятого этажа, — рассказывает Любовь Панфилова. — Она хочет быть гражданкой России, но пока [обещали] только вид на жительство. Сказали нам, что потом только будет оформляться гражданство, но для этого заново будет вся процедура [сбора документов] через полгода. А она говорит, что лучше сразу везите на кладбище либо обратно. Боится, что не доживет.
В Магнитку Валентина Пономарева приехала 7 мая, а собрать пакет документов в миграционную службу семье удалось только к 26 июня. Родные Валентины Ивановны готовы просить помощи у кого угодно, лишь бы сроки оформления вида на жительство для бабушки сократили. Сын пенсионерки Константин даже думал обратиться к Алине Кабаевой. Оказалось, что в прошлом он работал тренером по футболу, дружил с семьей знаменитой гимнастки, даже занимал деньги в сложные времена. Маленькую Алину мужчина нянчил в младенчестве.
— Зацепа — так мы называли маму ее, Любовь Зацепилину, — улыбается Константин. — Она говорила: «Иди, Костя, покатай коляску [с Алиной]».
Редакция 74.RU направила запросы по судьбе Валентины Ивановны в региональное министерство социальных отношений и Главное управление МВД по Челябинской области. В миграционной службе полиции ускорили оформление и выдали бабушке первый российский документ, но пока это лишь разрешение на временное проживание, которое не дает старушке никаких прав на пенсию и, конечно, не делает ее гражданкой РФ.
— С учетом сложившихся обстоятельств и в силу преклонного возраста Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области было принято решение о выдаче разрешения на временное проживание в максимально короткие сроки. На дом к Валентине Ивановне [12 июля] приехали сотрудники подразделения по вопросам миграции и вручили документ, — сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Челябинской области. — Полицейские также разъяснили женщине и ее родственникам порядок упрощенного приема в гражданство Российской Федерации. Уже в скором времени Валентина Ивановна Пономарева станет полноправным гражданином Российской Федерации. Растроганная вниманием женщина поблагодарила сотрудников полиции за быстроту оформления необходимых документов, проявленные чуткость и внимание к ней.
После визита полицейских родные рассказали нам, что сроки получения гражданства РФ полицейские не обозначили. Но выдали им еще один список документов и пообещали: чем быстрее соберут, тем быстрее будет гражданство.
Упрощенное получение гражданства — специальная процедура оформления гражданства России, позволяющая сократить срок проживания лица на территории РФ до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство до 1 года и менее. При стандартном оформлении до обращения за гражданством РФ человек должен прожить в России 5 лет.
В Министерстве социальных отношений заявили, что всю необходимую помощь бабушке оказывают.
— Валентина Ивановна обратилась в управление социальной защиты населения города Магнитогорска в июне 2022 года. Она была эвакуирована из Мариуполя вместе с сыновьями и внуком. Сейчас женщина проживает у родственников. С учетом состояния здоровья Валентине Пономаревой было оказано максимальное содействие в сборе документов с целью оформления разрешения на временное проживание, — заверили в ведомстве. — Ей выделяли автомобиль и кресло-коляску, чтобы она могла посетить отдел по вопросам миграции. Во время приема 27 июня ее сопровождали социальные работники. Также Валентине Ивановне было предложено социальное обслуживание на дому и содействие в устройстве в стационарное учреждение (дом престарелых. — Прим. ред.). Однако она ответила отказом.
Жить в доме престарелых Валентина Ивановна действительно не хочет. В семье ей готовы обеспечить необходимый уход. Душа неспокойна только из-за отсутствия российского гражданства — пожилой женщине это крайне важно.
— Кроме того, сотрудники социальной защиты помогли собрать пакет документов для выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей. По предварительной информации, Валентина Ивановна в годы Великой Отечественной войны работала в городской больнице Магнитогорска. В настоящее время сотрудники соцзащиты оказывают содействие в сборе документов для подтверждения статуса труженика тыла, — сообщили в Минсоце Челябинской области. — Также сообщаем, что обозначенные в запросе вопросы получения гражданства Российской Федерации и оформления пенсии не относятся к компетенции министерства социальных отношений.