За коммунальные услуги россияне задолжали в общей сложности 1,4 триллиона рублей, оценили в комитете Госдумы по строительству и ЖКХ. Причем, по словам депутатов, эта сумма практически не меняется из года в год. В Минстрое задумали эксперимент — выставлять судебные приказы через ГИС ЖКХ и портал госуслуг. Об этом в Челябинске на конференции, посвященной трансформации сферы жилищно-коммунального хозяйства, заявил замдиректора департамента цифрового развития Минстроя России Андрей Евтушенко. По мнению чиновников, это поможет управляющим компаниям и ресурсникам улучшить собираемость платежей. Рассказываем, в чем суть эксперимента, когда он начнется и как отразится на кошельке владельцев жилья и работе УК.
Должника уведомят через «Госуслуги»
Просрочки по платежам за услуги ЖКХ растут прямо пропорционально увеличению тарифов, последний раз их повышали в июле этого года. При этом с 1 сентября вступили в действие поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ, которые усилили защиту интересов должника. Теперь взыскатель — УК или поставщик услуг — обязан направить должнику копию судебного приказа о взыскании долга со всеми документами и приложить почтовое уведомление. Это даст возможность должнику узнать о судебном разбирательстве не тогда, когда у него с банковской карты спишут деньги, а заблаговременно. Кроме того, в случае ошибок или при несогласии с суммой долга он сможет направить возражения и отменить судебный приказ.
В свою очередь, поставщики услуг и управляющие компании жалуются на то, что доступ к персональным данным собственников у них ограничен, а это мешает взыскивать задолженность в судах. В Минстрое России решили оцифровать процесс вынесения судебных приказов и уведомлять должников через ГИС ЖКХ и портал госуслуг. Система чем-то похожа на электронные повестки для призывников.
Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) — единый ресурс, где собирают данные о состоянии всего жилищно-коммунального хозяйства страны и участниках рынка. В нее можно зайти через подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».
В ГИС ЖКХ вся информация о собственниках есть, она поступает из Росреестра, заявил представитель Минстроя. Но у УК и ресурсоснабжающих организаций нет доступа к этим сведениям.
— Все инициативы Минстроя в этом направлении останавливаются по простой причине — не для того закрывали, чтобы вы все всё узнавали, — признался Андрей Евтушенко. — Поэтому мы предлагаем использовать возможности ГИС ЖКХ и «Госуслуг». Управляющая компания или поставщик услуги знает сумму задолженности, адрес помещения, за какой период образовался долг и может корректно сформировать счет. ГИС ЖКХ является государственной системой и может взаимодействовать с другими государственными информационными системами.
Схема выглядит следующим образом. Поставщик вычисляет долг конкретного плательщика, ГИС ЖКХ актуализирует сведения по запросу в Росреестр и формирует заявление о вынесении судебного приказа, направляет его гражданину в личный кабинет на «Госуслугах». После того как должник уведомлен, ГИС ЖКХ формирует полный комплект документов для направления мировому судье. Суд рассматривает заявление, выносит судебный приказ, а должника уведомляют об этом через «Госуслуги». Информация об этом решении попадает в государственную автоматизированную информационную систему «Правосудие» и личный кабинет собственника на портале госуслуг. После чего заявитель — поставщик услуг — получает легальный и полный документ о должнике, необходимый для взыскания задолженности.
— Пока прорабатывается вопрос о том, в какой момент считать юридически значимым доставку этого уведомления. Потому что должника надо уведомить надлежащим способом. Также идут споры, каким образом определяется подсудность — по адресу нахождения объекта недвижимости, либо по адресу проживания должника. Но это все решаемо, — объяснил замдиректора департамента цифрового развития Минстроя России Андрей Евтушенко. — По большому счету, мы хотим повторить систему с заказными письмами, только сделать это через «Госуслуги».
Поначалу эксперимент с уведомлением должников через ГИС ЖКХ и портал госуслуг пройдет в нескольких регионах. В Минстрое не назвали конкретные сроки запуска проекта. Даты, участники и порядок эксперимента будут расписаны в постановлении правительства РФ.
— Самое главное требование — подключение мировых судей к ГАС «Правосудие», потому что у нас эта схема работает только в электронном виде. Естественно, требуется готовность органов власти и управляющих организацией к тому, чтобы войти в этот эксперимент, — отметил Андрей Евтушенко. — Планируется провести его в течение года-полутора, чтобы отработать все возможности взаимодействия. В первую очередь, важно удостовериться, что и предварительное уведомление, и сообщение о вынесении самого приказа доставлены в электронном виде.
Сейчас почтовая рассылка копии заявления о вынесении судебного приказа длится в среднем месяц, иногда больше. На уведомление должника о вынесенном решении также уходит примерно месяц. В Минстрое надеются, что благодаря использованию цифровых систем эти сроки значительно сократятся.
Замкнутый круг
Участники рынка подтвердили актуальность проблем с взысканием коммунальных долгов.
— Госпошлины по искам к должникам выросли в 10 раз. Мы уже задумались, на какую сумму теперь стоит подавать. Пока разошлешь уведомления, пока сам процесс пройдет, при выигрыше в суде мы в лучшем случае получим что-то через полгода. При этом просто заморозим на пошлинах миллиона полтора, — поделился сомнениями директор УК «Домоуправ-Стандарт» Артем Клименко.
В другой управляющей компании привели конкретный пример, как новые госпошлины парализовали работу по взысканию задолженности.
— Собственник квартиры накопил долг в 400 тысяч рублей. Если раньше пошлина при взыскании этой суммы была 3200 рублей, то теперь 50 тысяч. А это целая зарплата сантехника! То есть приходится выбирать — нанять сантехника или заплатить госпошлину, чтобы взыскать долг. При этом деньги будут заморожены надолго. Ещё неизвестно, чем дело кончится: как приставы отработают, взыщут эти денежные средства или получим решение о невозможности взыскания, — объяснил представитель управляющей компании.
Речь даже не о новых суммах пошлин. Гораздо больше проблем несут новые требования по судебным приказам, заработавшие с 1 сентября, указали эксперты.
— Теперь перед отправкой документов в суд необходимо направить уведомление должнику. Но по другому закону персональные данные собственников, содержащиеся в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН), доступны исключительно с согласия правообладателя. Или по запросу суда. Но суд не примет приказ без доказательств об уведомлении должника. А уведомить нельзя, так как данных нет. В общем, замкнутый круг, — описал законодательную казуистику гендиректор АО «Нера. Консалтинг ЖКХ» Никита Алешкин. — В компаниях, которые работают много лет, есть старые данные по собственникам, там как-то еще пытаются работать. А по новым — изменений никаких. Депутаты продолжают фонтанировать идеями и усложнять работу на земле.
Пока часть вопросов по взысканию долгов поставлена на паузу, рассказали участники рынка.
— Конечно, идея уведомлять должников через ГИС ЖКХ на 100% проблему не решит, но это очень хорошее начинание. Оно облегчит работу как ресурсоснабжающих, так и управляющих организаций. Потому что сейчас процедура подачи судебного приказа достаточно затянута по времени, требует от ресурсников и УК много действий. Распечатать уведомления, приложить большой пакет документов — протокол общего собрания, решение о включении в реестр, договор управления и так далее. Хотя эти все данные есть в ГИС ЖКХ, — отметил Никита Алешкин. — Не нужно будет переводить бумагу, ехать сдавать судебные приказы, потом получать. Знаю, как перед повышением госпошлин несколько управляющих компаний формировали судебные приказы. Подали 10 тысяч приказов — так люди полтора месяца чуть ли не круглосуточно печатали документы, чуть ли не «Газель» бумаги израсходовали. При этом собираемость платежей за ЖКХ сильно влияет на своевременность выполнения работы, оказания качественных услуг.
В то же время представители ресурсоснабжающих организаций сдержанно отнеслись к идее уведомлять должников о судебных претензиях через цифровые сервисы.
— При такой длинной цепочке мы денег никогда не дождёмся. Пока все этапы пройдут, у нас дебиторская задолженность вырастет в разы. То есть вместо того, чтобы сокращать, мы её вырастим, — высказала мнение одна из участниц региональной конференции. — Надо оптимизировать так, чтобы всё было быстро. А это (уведомление через ГИС ЖКХ. — Прим. ред.) все удлиняет, и денег не видно.
Эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук напомнил, что любая задолженность в сфере ЖКХ должна быть просужена, хотя бы в упрощенном судопроизводстве.
— Сделано это было для того, чтобы защитить граждан от злоупотребления со стороны управляющих организаций. В целом, правоприменительная практика устоялась, и все эти годы участники с этим справлялись. И граждане понимали, что если суд встал на сторону УК, признал долг, то его нужно погашать. Но все это было до значительного повышения госпошлин, — отметил Павел Склянчук. — ГИС ЖКХ существует уже более 10 лет. Конечно, нужно использовать цифровую экосистему для максимально разнообразного функционала. Важно, чтобы ГИС ЖКХ могла синхронизироваться с базами судебной системы власти, и все это происходило в автоматизированном режиме. В то же время выставление судебных приказов в ГИС ЖКХ — всего лишь техническое решение. Но если погашение долгов не входило в планы должника, то он и не будет этого делать. А вот общее подорожание процедуры может стать проблемой.
Тем временем в России и в Челябинской области в частности обострилась проблема нехватки работников в сфере ЖКХ. По данным hh.ru, с начала года спрос на коммунальщиков вырос на 39%.
А весной в Госдуму РФ внесли законопроект с поправками в Жилищный кодекс РФ, согласно которым при смене собственника квартиры перекинут долги по коммуналке на нового владельца (по аналогии с капремонтом).