Здоровье подробности «Мы не можем сделать МРТ души»: врачи бьют тревогу из-за подростковых суицидов. Разбираем их причины

«Мы не можем сделать МРТ души»: врачи бьют тревогу из-за подростковых суицидов. Разбираем их причины

Официальную статистику закрыли. Мы попробовали самостоятельно посчитать число таких трагедий в регионе

Подростки иногда совершают суициды в неожиданных местах

В Челябинской области на этой неделе покончили с собой двое подростков — тело 14-летней школьницы жители Миньяра обнаружили у подножья скалы, на которой находится смотровая площадка, а 16-летнего парня — у многоэтажки в Златоусте. В сентябре похожая трагедия произошла в Копейске, там 13-летнюю девочку нашли мертвой рядом с железной дорогой. Уход детей из жизни, особенно когда это становится их решением, всегда страшен, еще ужаснее, когда такие случаи повторяются один за другим. Мы попробовали разобраться, что становится причиной отчаянного шага и как уберечь от этого других школьников.

Статистика по детским суицидам засекречена

Власти не любят публично обсуждать тему подростковых суицидов, а статистика и вовсе оказалась засекреченной. Последний раз официальные данные по региону в начале 2023 года озвучивала бывший заместитель губернатора Ирина Гехт. В этот раз добиться конкретики журналисту 74.RU не удалось. Мы направляли запросы в полицию, Следственный комитет, Министерство социальных отношений, уполномоченному по правам ребенка, но все структуры лишь пеняли друг на друга: в Минсоце ответили, что эти данные концентрирует у себя уполномоченный по правам ребенка, омбудсмен — что «случаи суицида регистрируются следственными органами и полицией», в СК просто сказали, что данные предоставить не могут, а из полиции перенаправили в межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при правительстве области.

Это неудивительно, ведь даже врачи-психиатры в последнее время не могут получить доступ к цифрам. В итоге считать нам пришлось самостоятельно. Мы не претендуем на точность, потому что знаем не обо всех случаях подростковых суицидов в регионе (например, в январе 2023 года официально их было четыре, а в новостную повестку попали лишь два), но все-таки это дает возможность хоть немного получить представление о происходящем.

Итак, по данным Ирины Гехт, в 2020 году в регионе было зарегистрировано 26 суицидов подростков, в 2021 году — 22, в 2022-м — 17. В полиции уверяют, что число трагедий продолжает снижаться (без конкретики). Мы пересчитали наши публикации на эту тему и получилось, что в 2023 году произошло минимум 16 случаев самоубийств подростков, а за неполные 10 месяцев 2024-го — 12. Хочется надеяться, что это окончательные цифры и положительная динамика на самом деле есть. Но в любом случае работать еще есть над чем.

Почему подростки решают уйти из жизни

Конечно, попыток свести счеты с жизнью фиксируется гораздо больше, еще больше детей обращаются за помощью к психологам. Как следует из доклада уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Евгении Майоровой, только на детский телефон доверия 8 800 2000-122 в прошлом году поступило 640 звонков по проблеме суицида.

По данным омбудсмена, чаще доводят задуманное до конца мальчики — 84,2%, на долю девочек приходится 15,8%, а вот суицидальных попыток, наоборот, фиксируется больше среди девочек — 75%.

Каждый завершенный случай детского суицида разбирает специальная комиссия. По итогам 2023 года специалисты выявили семь основных факторов, которые приводят подростков к решению расстаться с жизнью. Чаще всего это проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (20%), вторую строчку делят психические заболевания (16,7%) и неразделенная любовь (16,7%), на третьем месте проблемы в семье (13,3%), в школе (13,3%), употребление наркотических веществ при имеющемся психическом заболевании (13,3%), а на четвертом — микс из проблем в школе и дома.

«На выходе из депрессии самый высокий риск»

Если обобщить результаты, то почти в трети случаев причиной суицида становятся психические заболевания, а может быть и больше, ведь как говорится, нет здоровых людей, есть недообследованные. В отчете южноуральского омбудсмена фигурируют такие заболевания, как шизофрения и депрессия, но, по словам психиатра Андрея Шмиловича, подростков к суицидам очень часто приводит биполярное расстройство.

Биполярное аффективное расстройство (сокращенно — БАР) — это психическое заболевание, при котором эпизоды депрессии перемежаются с эпизодами мании. У людей с этим расстройством периоды хорошего настроения, эмоциональные подъемы чередуются с периодами спада настроения и депрессией. При своевременном лечении это заболевание считается доброкачественным и не приводит к изменениям личности.

Путаница в понятиях объясняется просто:

— У нас [психиатров] нет достоверных методов диагностики, мы не можем сделать МРТ души и сказать: «Вот это депрессия, а это точно биполярное расстройство». Критерии размыты, — говорит доктор.

В России этот диагноз ставят примерно 0,5% населения, а на Западе — 10–12%. ВОЗ считает, что его распространенность достигает 6,5%, и доктор с этим в целом согласен.

— 6,5% — «средняя температура по больнице», но, если перевести в абсолютные цифры,  это катастрофа, — считает Андрей Шмилович. — Это заболевание (уже на 100% известно) является генетическим, наследственным. Есть очень много триггерных факторов, которые запускают эту болезнь, или, наоборот, не позволяют ей развернуться. Тем не менее мы часто видим, что оно спонтанное, совершенно никаких признаков стресса у человека нет, прекрасное физическое здоровье, социальное благополучие, всё в порядке, и вдруг ни с того ни с сего, как гром среди ясного неба утром человек просыпается с желанием уйти из жизни. У него нет никаких оснований, чтобы это сделать, но он это делает.

Андрей Шмилович — профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ имени Пирогова, основатель клиники «Ре-Альт».

По словам врача, именно БАР занимает первое место среди всех психических заболеваний по частоте завершенных суицидов, риск в течение жизни — практически у каждого четвертого больного.

— Даже настоящая глубокая, тяжелая депрессия не несет за собой такой суицидальный риск. Дело в том, что на высоте депрессивного расстройства, на самом-самом пике депрессии, суицидальный риск невысок, потому что депрессия тормозит психику, и для того, чтобы совершить суицид, нужно запланировать его, найти возможности, исключить какие-то факторы, которые мешают его совершить, и так далее. А вот на выходе из депрессии, когда еще тоска остается и смысл жизни не пришел, а активность физическая уже пошла, вот здесь самый высокий риск, — объясняет Андрей Шмилович.

Распространенность БАР у подростков и взрослых одинаковая, а вот статистика завершенных суицидов — пугающая.

— Где-то пять к одному завершенных суицидов, если мы сравниваем подростков и взрослых, — приводит данные статистики психиатр. — Мало того, что подростковый возраст — это возраст наиболее частого начала биполярного расстройства, проблема с подростками огромная. Заключается она в том, что у нас не хватает детских психиатрических учреждений, просто их нет. В Москве есть одно, и всё! Во-вторых, пубертат — это такой возраст, когда и в норме подросток может ранить себя, вести себя по-хамски с родителями, с учителями, а под этим фасадом на самом деле кроется депрессия, настоящая депрессия, которую никто не увидел. И этот подросток, казалось бы, с демонстративно-шантажным суицидальным поведением, на самом деле завершает жизнь суицидом. Огромное количество суицидов! Я не могу вам дать статистику, потому что, честно скажу, она не раскрывается.

Как не пропустить расстройство

Помочь подростку с биполярным расстройством можно и нужно, проблема в том, что многие родители до сих пор боятся вести ребенка к психиатру. Андрей Шмилович рассказывает, в отделении, где он консультирует подростков, в большей части случаев дети не обращались за психиатрической помощью по инициативе родителей.

— То есть дети тащили родителей в кризисный кабинет, а те сопротивлялись и говорили: «Ты что, дурак? Ты не понимаешь, куда ты идешь!» Нынешнее поколение подростков практически не стигматизировано, они не понимают нас, когда мы говорим: «Да ты знаешь, что такое учет?» Тем более сегодня этого действительно нет, — говорит доктор.

Симптомы БАР довольно специфические, иногда нужно просто проанализировать поведение ребенка, чтобы заподозрить неладное.

— Внешне эти люди являются противоположностью аутистам. Если при шизофрении наступает аутизация, ограничивают социальные связи, они разрывают их полностью, уходят в свою берлогу, то при биполярном расстройстве всё наоборот — они жадны до общения, жадны до людей, до телесных контактов — им это очень важно. При биполярных расстройствах пациенты добродушные, как правило, эмоциональные и теплые, — описывает врач.

Насторожить должны изменения в поведении.

— Во-первых, это любой вид самоповреждений, какие бы они ни были, даже если это царапки поверхностные на предплечье, совершенные в период конфликта, демонстративные протесты. Самоповреждение — это аутодеструктивное действие, особенно если подросток говорит: «Мне так легче». Эти несуицидальные самоповреждения они совершают для того, чтобы трансформировать душевную боль в физическую, это значит, что уже есть душевная боль, и это не просто плохое настроение, а что-то серьезное, — предупреждает психиатр.

Еще один тревожный симптом, когда подросток отказывается от того, что ему еще недавно доставляло удовольствие.

— Это важный симптом, самый ранний, когда депрессия еще не развернулась, — говорит Андрей Шмилович. — У каждого подростка есть что-то, от чего он обязательно, всегда, гарантированно будет получать удовольствие: кто-то будет получать удовольствие от конфет, мороженого, кто-то — от игры в Dota, кто-то — от сериала или еще от чего-то. И вдруг мы видим, что именно эта деятельность, которой он всегда наслаждался и которая всегда была готова улучшить его настроение, он от нее отказывается.

БАР часто сопровождаются нарушениями сна, подросток может отказываться от еды, могут начаться проблемы со здоровьем — сбой менструального цикла у девочек, нарушения сердечного ритма, всё это повод для родителей пристальнее приглядеться к своему ребенку и обратиться к врачу.

Особенно тяжело приходится в периоды обострения, не только пациенту, но и окружающим. Если у подростка подтверждено заболевание, врач советует родителям как можно скорее принять факт болезни ребенка, начать лечение и пересмотреть свое отношение к происходящему.

— Нужно работать с собой прежде всего, уметь подавить свою обиду, свою позицию, что дурь надо плеткой выбивать, или что это невоспитанность, или это виновата бабушка, или еще кто-то виноват. Нет, нужно уметь принимать это как болезнь и просто быть рядом, — советует специалист. — Самое главное — не утрачивать связь душевную, теплую эмоциональную связь, она должна быть. И, кстати, я советую очень часто родителям, когда эта связь потеряна, обращаться к подростку за помощью: «Знаешь, что-то я сегодня себя так плохо чувствую, может быть, ты мне поможешь сделать что-то».

ЕГЭ и суициды

Число подростковых суицидов почти всегда увеличивается в период подготовки к экзаменам, во время сдачи ЕГЭ и сессий.

— Временная связь четкая, стопроцентная, — подтверждает психиатр. — Но причинно-следственная связь не доказана, потому что всё равно суицид совершает с человеком болезнь. Если бы он не был болен и получил незаслуженную двойку или еще что-то, он бы точно не совершал суицид.

А еще риск суицида серьезно увеличивает употребление алкоголя и различных наркотических веществ.

— Состояние опьянения, в том числе психостимуляторами, которые, казалось бы, должны развеселить, но именно эти препараты будут провоцировать суицидальное поведение, — констатирует врач.

Куда обращаться за помощью

Слова московского психиатра о том, что психиатрическая помощь детям и подросткам хромает и Челябинская область тут не исключение, подтверждают выдержки из доклада уполномоченного по правам ребенка. По данным Евгении Майоровой, в регионе сейчас наблюдается серьезный дефицит и психиатров, и даже психологов.

— Всего в медицинских учреждениях Челябинской области работает 31 детский врач-психиатр, 31 детский и подростковый клинический психолог (по данным за 2023 год). К сожалению, укомплектованность медицинских учреждений в области детскими врачами-психиатрами составляет 51,8%, что не дает возможности получить консультацию профессионального специалиста всем, кому это необходимо, — говорится в документе. — Не во всех общеобразовательных учреждениях области работают психологи. Зачастую психологи, работающие в школах, не обладают нужными для профилактики суицидального поведения компетенциями.

В любом случае родителям подростков не стоит надеяться на школу или медосмотры и все-таки стараться быть в курсе дел и настроений своего ребенка, чтобы не пропустить тот момент, когда уже ничего не вернуть. А если есть сомнения, лучше сразу обращаться к врачу.

Получить экстренную психологическую помощь можно по круглосуточному телефону доверия: 8 (351) 269-77-77 или 8 800 2000-122. Записаться на прием к психиатру в детское диспансерное отделение Областной специализированной психоневрологической больницы № 1 можно по телефону: 8 (351) 245-25-50 или на портале «Госуслуги».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Признаем честно: Челябинск опять катится к застою». Журналист — о том, чего мы ждем от нового мэра
Анонимное мнение
Мнение
Турки хотят посадить на пожизненное россиянку, которая бросила младенца в туалете. Почему так жестоко?
Анонимное мнение
Мнение
«Отношение — как в зоне». Экс-сотрудница склада Wildberries — о «тюремных» досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах
Анонимное мнение
Мнение
«Еду не берите»: журналист посмотрела омерзительный боди-хоррор с Деми Мур — и пришла к выводу, что эта история о нас с вами
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Только для богачей и эскортниц? Разбираем главные заблуждения об отдыхе в Дубае
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления