В Парковом соседи объявили войну семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Жильцы квартиры, над которой живет трехлетний мальчик, приходят с разборками, включают на всю громкость музыку в сончас, вызывают полицию, грозят опекой и судами. Мама и бабушка не понимают, как им быть, ведь ребенку с таким диагнозом и в таком возрасте еще сложно объяснить, что он не должен бегать или кричать, так как по-другому выражать свои эмоции и чувства малыш пока не всегда может. Подробности истории и комментарии экспертов — в нашем материале.
Истерики и диагноз
По словам мамы мальчика Анжелы, Богдан родился совершенно обычным ребенком.
— До полутора лет всё шло замечательно, а потом мы заметили, что что-то не так, он меньше стал смотреть на детей, стал более замкнутым, мы увидели задержку в развитии, — вспоминает Анжела.
В два года мальчику поставили диагноз «аутизм».
— Он не говорит, не показывает, молчит, очень замкнутый, на имя он не откликался, очень тяжело понимал обращенную к нему речь, — перечисляет мама. — Там очень много бытовых моментов, потому что большие сложности были с навыками самообслуживания — держать ложку, ходить в туалет, одеваться, раздеваться сложно было научить его, я это все за него 24/7 сама делала. Истерики очень сильные были вначале. Если что-то прошу сделать, одеться, например, может просто броситься на пол и в истерике кататься — такие реакции. Это я потом уже поняла, что просто болезнь вот так проявляется, сейчас мы уже многие моменты скорректировали, научились взаимодействовать, спокойно выходим в магазины и в общественные места. Но если какой-то стресс, либо он где-то перегрузился в шумных местах, либо какая-то музыка громкая, следствием становится истерика.
В переводе с греческого «аутизм» — ушедший в себя. Это расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений, социального взаимодействия и общения. Проявления аутизма могут быть различными, часто такой ребенок не проявляет интереса к окружающим, не отзывается на имя, имеет нарушения речи, испытывает трудности с навыками самообслуживания. Для таких людей важен устоявшийся порядок вещей, любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.
Переезд и новые соседи
В январе семья переехала в новую квартиру. Раньше они жили в «однушке» в том же доме, но в другом подъезде, проблем с соседями не возникало. А недавно родственники предложили перебраться в квартиру побольше. Новые соседи встретили семью не слишком приветливо.
Дело в том, что ребенку с аутизмом очень тяжело привыкать к чему-то новому, и первые несколько дней Богдан вел себя неспокойно.
— Сразу же сосед снизу к нам прибежал, начал кричать, что ребенок топает, орет, угрожал опекой, в дверь звонили непрерывно, — рассказывает бабушка мальчика Эльдара. — Первые два дня он действительно просыпался пораньше, около пяти утра. Ему было некомфортно, но это быстро прошло, он быстро привык к этой квартире, ему здесь нравится. Но сосед не успокоился, он позвонил в управляющую компанию, сказал, что будет жаловаться на нас в опеку.
Бабушка мальчика попыталась в телефонном разговоре объяснить соседу, что у ребенка инвалидность, но тот пригрозил судом. С этого момента, по словам женщины, сосед начал превращать их жизнь в ад.
— В сончас он специально на полную громкость включает какую-то кислотную музыку на басах, от которой даже нам становится не по себе, не то что Богдану. А его жена поднимается к нам, и начинает звонить в звонок очень долго, — говорит Анжела. — Сын плачет, а она кричит: «Он у вас бегает, и все».
В минувшие выходные противостояние закончилось вызовом полиции, сосед снизу вызвал участкового. Более того, по словам Эльдары, на них уже ополчился почти весь подъезд. На днях, когда они с внуком поднимались домой по лестнице, из квартиры выскочила женщина и начала кричать.
— Мы третий этаж прошли, она подбегает сзади и начинает на меня кричать: «Почему он у вас кричит?» Я говорю: «Что дальше?». «Вот, он у вас кричит! Почему он у вас кричит?» Я говорю: «У нас ребенок — инвалид детства. Вам справку показать?» И тут она: «Покажите» — и убегает. Понимает, что нет смысла. Убегает и начинает комментировать: «Детей нарожают, на улицу выбросят, в опеку пойду жаловаться». Представляете, я прихожу домой, я просто разрыдалась, — признается бабушка. — Мы уже боимся ходить даже. Вот мы идем, из-за одной двери вот так выскочат, посмотрят, закроют. Другая идет, вот так на нас взглядом — это так неприятно.
Мама Богдана, которая общается с мамами других особенных детей, поделилась с ними своей ситуацией и выяснилось, что у многих нашлись похожие истории. Семья не понимает, почему люди так нетерпимы к детям с особенностями.
— Представляете, я вчера иду, в подъезд захожу с Богданом, и женщина спускается с двумя собаками. Они лают на весь подъезд. И ведь никто не скажет, не спросит, почему собаки у вас лают? Это нормально. Но почему-то, когда ребенок кричит, все начинают: «Почему у вас кричит?» То есть к собакам мы относимся с состраданием, мы понимаем, что они лают, а почему-то то, что ребенок топает, бегает, у нас это почему-то вызывает возмущение, гнев.
Мы обошли соседей, которые высказывают претензии семье Богдана, но двери никто не открыл. Мы готовы выслушать и представить их мнение, если они свяжутся с редакцией.
Что говорит закон?
В пресс-службе городского МВД подтвердили, что в отдел полиции Курчатовский на днях от соседа поступала жалоба на крики и топот ребенка.
— Проверка проводится, потому что в таких случаях всегда важно исключить факт жестокого обращения с ребенком, — прокомментировали в полиции. — Для объективной картины сотрудники опрашивают и других соседей, проводят профилактические беседы со всеми сторонами, чтобы урегулировать конфликт.
При этом в полиции напомнили, что нарушением покоя и тишины в соответствии со статьей 13 закона «Об административных правонарушениях в Челябинской области» от 27.05.2010 № 584-ЗО считаются слишком громкое использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, не отключение сигнализации на автомобиле, запуск салютов, шумные ремонтные, строительные, разгрузочно-погрузочные работы в ночное время с 22:00 до 6:00 в рабочие дни и с 23:00 до 8:00 — в выходные.
Крики и топот ребенка, который с силу возраста и заболевания не может контролировать свое поведение, вряд ли подпадают под нарушение, и нести административную ответственность ребенок в таком возрасте тоже не может.
Дети с аутизмом — это прежде всего дети
Мы попросили руководителя центра «Звездный дождь», который помогает семьям детей с ментальными нарушениями, Елену Жернову объяснить, в чем сложность взаимодействия с детьми, у которых имеется расстройство аутистического спектра.
— Наверное, начну с того, что дети с аутизмом — это прежде всего дети. И совершенно точно есть дети без аутизма, которые бегают, кричат и познают мир, издавая звуки и делая разные движения. Я думаю, что здесь дело не столько в аутизме или в принятии этого диагноза соседями, а в том, что есть люди, которых это раздражает, — отметила она.
Елена Жернова напомнила, что аутизм — это не болезнь и лекарств от него, к сожалению, нет.
— Это состояние, при котором у человека нарушено социальное взаимодействие и коммуникация — не речь, а именно коммуникация, возможность и умение спросить, умение задать вопрос, получить информацию, то есть то, что ребенок или человек без аутизма может делать даже без голоса, например, жестами, мимикой мы можем показать, что у нас где-то что-то болит или нам что-то не нравится. У ребят с аутизмом, у людей с аутизмом эта функция врожденно отсутствует, или плохо развита, поэтому очень часто они кричат не потому, что они непослушные или хотят кому-то доставить беспокойство, а потому что они не могут сказать. Обычный человек жалуется на боль, а они, к сожалению, не всегда могут попросить помощь приемлемым способом, и поэтому может быть крик, — объясняет специалист.
Ребенку с аутизмом очень сложно объяснить, что он кому-то мешает.
— Дети без аутизма подвержены социальному давлению, если им сказать, что сейчас тетя придет и будет ругаться, то для человека без аутизма это аргумент. А у ребят с аутизмом социальное давление как фактор воздействия на них отсутствует, им все равно, что Машенька красивая, или там, Петя послушный, или что соседка придет и наругает, его это не сильно трогает, — приводит пример Елена Жернова. — Поэтому, если у человека нарушена коммуникация и социальное взаимодействие, и окружающим взрослым пока не удается с этим справиться, а это правда непросто, то может быть шумно, может быть крикливо.
Руководитель центра добавляет, родители, которые воспитывают детей с аутизмом, сами испытывают сильнейший стрес, а когда добавляется агрессия со стороны окружающих, и маме еще приходится тратить силы на защиту себя и своего ребенка, становится сложнее вдвойне. Поэтому специалист призывает жителей дома не накалять обстановку, а все-таки попытаться найти какой-то компромисс.
Хотите почитать истории других семей, где воспитывают детей с аутизмом?
Челябинский сенатор Маргарита Павлова вместе с мужем воспитывают дочь с аутизмом. Она рассказала 74.RU, как появление особого ребенка перевернуло ее мир.
Челябинец с аутизмом Мурат Бикбулатов печет сладкие вафли и продает их. Так он заработал себе на новенький ноутбук. Мама мальчика рассказала нам, как непросто растить особого ребенка, но она не жалуется. От полного непонимания этого диагноза женщина пришла к абсолютной уверенности в том, что жить с таким расстройством можно и успешно социализировать ребенка — тоже.
А вот репортаж из первой тренировочной квартиры для людей с аутизмом. Почитайте, как их готовят к самостоятельной жизни.