В последнее время мы только и слышим о подорожаниях. То курица рекордно подскочила в цене, то яйца стали золотыми. Корреспондент MGORSK.RU изучил ассортимент так называемых «нищемаркетов» — можно ли хотя бы там сэкономить. «Доброцен» и «Светофор» не предоставляют никакого сервиса своим покупателям, но при этом пользуются большой популярностью. Экономист объяснил почему.
Майонез под ногами, на прилавках — лосось и конина
Первым делом мы отправились в «Доброцен» на улице 50-летия Магнитки, 60. Торговый зал магазина плотно заполнен товаром. Бросаются в глаза ящики с овощами и фруктами, что-то без ценников.
Набор продукции скромный: яблоки, бананы, картофель, свекла, кабачки, чеснок, морковь. Но есть и пекинская капуста. Не весь товар первой свежести, нужно выбирать.
— Мне нравится этот магазин больше, здесь дешевле, — обсуждают цены мама с дочкой.
Проходим дальше к стеллажам. На них расставлен чай нескольких видов и совсем чуть-чуть кофе. Названия в основном популярные — Tess, Akbar, «Азерчай», «Принцесса Нури», Greenfield, NESCAFE, Tchibo, «Жокей». Стоимость — от 100 до 600 рублей. Максимально выгодную покупку обещают тем, кто обратит внимание на красные ценники.
Следующий стеллаж наглухо забит макаронными изделиями двух брендов — «Макфа» и «Ваш обед». Цены за рожки, перья и спагетти варьируются от 70 до 100 рублей.
Рядом стоит мука, и она только от «Увелки».
Воды тоже в достатке — 29 рублей за небольшую бутылку.
Соков и сокосодержащих напитков немного, они преимущественно в трехлитровой и пятилитровой таре. Производители неизвестны, названия на упаковке, как и ее дизайн, без изысков — «Груша», «Персиковый», «Вишня».
По пути обращаем внимание на полки с консервами. Вот здесь можно разгуляться. Есть сайра, лосось и даже консервированная конина. Производители разные. Можно приобрести тушенку за 42 рубля, а можно и за 160.
На пути к охлажденной продукции важно внимательно смотреть под ноги — всюду коробки и тюки с ведрами майонеза, сметаной, кетчупом.
У холодильника с охлажденной рыбой стоят бабушка с внучкой и выбирают крабовые палочки. Килограмм продают за 239 рублей. Спрашиваем у пенсионерки, что она посоветует приобрести.
— Крабовые я первый раз смотрю. А вообще я раньше брала постоянно мороженое в пределах 20 рублей. Вкусное, но сейчас вот нет, — отвечает старушка.
К слову о мороженом. Оно в «Доброцене» от 25 до 109 рублей. Самое дешевое — это фруктовый лед, подороже стоят пломбир, эскимо, сливочное.
В соседнем холодильнике лежит много вакуумных пакетов с суповым набором из форели. Выглядит рыба не очень аппетитно, но упаковано добротно и стоит недорого.
Другой холодильник заполнен стейками из индейки, зеленой фасолью. Товарное соседство, возможно, нарушено, но эти продукты выглядят свежими и не заветренными.
В отделе с мясом и колбасами оживленно. Полки буквально ломятся от сосисок. Производителей представлено не так много — «Калинка», «Папа может», «Ариант», «Микоян». Самая дорогая палка колбасы стоит меньше 400 рублей.
В лотках лежат несколько кусков свинины от «Арианта» и неизвестной фирмы (производитель не указан). Стоимость — от 219 рублей.
На полках повыше много плавленого сыра, а твердого почти нет. Когда будет новый привоз, продавец уточнить не смогла.
Со сроками поставок конкретных продуктов, насколько мы поняли, в магазине сложно. Поставки идут всю неделю, но что конкретно привезут в понедельник или пятницу, сотрудники магазина не знают. И не всегда привозят именно то, на что есть спрос от покупателей, объяснила нам кассир в магазине.
Овощи дешевые, а ассортимент маленький
После «Доброцена» мы заглянули в «Светофор» на Галиуллина, 3а.
Там во время нашего визита случился приступ эпилепсии у покупательницы, поэтому сначала корреспонденту пришлось пробираться между расставленных на полу коробок с товаром к кассе, чтобы попросить о помощи. Параллельно посетители вызывали скорую. Бригада медиков приехала, и после этого мы спокойно смогли оценить ассортимент магазина.
Отметим сразу, он довольно скуден и оценить выбор можно минут за 10. Дольше простоишь в очереди, а они здесь есть.
Первое, что бросается в глаза, — тюки с туалетной бумагой. Видимо, товар востребован. Между рядов с бумагой продвигаемся в сторону овощей, там заметно оживление среди покупателей. Причина, как оказалось, в дешевых овощах, огурцы стоят меньше 60 рублей за кило.
Здесь же огромное количество ящиков с шампиньонами, они стоят 99 рублей. Но никто не берет — много испорченных.
Рядом беременная женщина заполняет тележку контейнерами с мороженым «Время летать». Большая упаковка без заменителей молочного жира стоит 107 рублей.
— Вкусное мороженое? — спрашиваем мы.
— Не пробовала. Дешево же, вот набрала себе и бабушке, — отвечает покупательница.
В отделе охлажденки разложены по популярности колбасы, сосиски, много плавленого сыра, немного твердого. Стоимость схожа с «Доброценом».
Да и в целом эти магазины очень похожи. Те же макароны, консервы, замороженная клубника.
И сервис одинаков. Вернее, его нет. Но покупатели есть.
«Давно апробировано во всём мире»
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что подобные магазины — тренд времени, и против того, чтобы их называли «нищемаркетами».
— Я бы не называл их нищенскими магазинами. У нас, по данным Росстата, 10 процентов людей находится ниже черты бедности. Это меньше 15 тысяч рублей [доход]. Вы хотите, чтобы они ходили в «Ленту», «Перекресток»? Нет, они ходят и получают питание и кормят свои семьи, — рассуждает эксперт. — Там очень много занятых людей, которые обеспечивают свои семьи и получают зарплату, и платят налоги. Не нужно их сбрасывать со счетов. Вот когда страна разбогатеет, тогда будут у нас одни «Азбуки вкуса». Да, у них бывает некачественно, да, у них товары лежат на полу, бывают проблемы с сервисом. Нужно сделать определенную скидку на качество и сервис. Они несут свою роль. Даже в благополучных странах они не то что спасают, но выручают низкодоходное население. Это давно уже апробировано во всём мире.
Улучшать сервис магазинам низких цен нет никакого смысла, ведь в них и так будут покупатели, уверен экономист:
— Эти магазины не предназначены для улучшения сервиса, эти магазины предназначены для того, чтобы продавать дешево товар. Никакого кондиционирования, и никто на арфах на входе не играет. Их задача — обеспечить людей дешевым товаром. С минимальным качеством услуг с точки зрения сервиса. У них и нет средств для обеспечения сервиса. То, что в этих магазинах товары в общей массе дешевле, чем в «Пятерочке», «Ленте», это однозначно. И для низкодоходного населения они представляют полную заинтересованность. И к ним идет масса людей. И конкуренция сейчас идет между дискаунтерами и супердискаунтерами. Кто [из таких магазинов] поставит дешевле.