Каждую весну мы наблюдаем, как город окутывает дорожная пыль, а улицы после дождя тонут в черной земле. А потом смотрим кино, где герои фильма, заходя в дом, не снимают обувь. И удивляемся: как это они не боятся нанести в дом грязь?! Почему для нас это непривычно — из-за климата или редкой уборки Челябинска? А, может, дело в столбиках вдоль трамвайных путей? Урбанист Григорий Шевченко предложил посмотреть на проблему глазами тех, кто её уже решил. А также понять, в чем причины сложившейся ситуации — в стройках, бордюрах или климате. Далее приводим его мнение от первого лица.
В первую очередь горожане обращают внимание на столбики обособления трамвайных путей. И тут же возмущаются — они мешают уборке улиц! Однако этот вариант сразу же отметается — стоит лишь глянуть на всю улицу, а не только на рельсы. Ведь вдоль бордюра тоже грязь, и она же на тротуаре, где работают дворники! Откуда? Причин несколько, и мы коснемся основных.
Виноваты стройки?
Буквально недавно глава города Наталья Котова строго наказала следить за стройками в Челябинске. Действительно, выезжая с площадки, грузовик тащит за собой комья грязи.
Но почему мэр скромно умолчала о личных автомобилях? Зайди в любой двор и обязательно встретишь минимум пару, а часто и десяток авто, стоящих в грязи на все четыре колеса.
Это прямое нарушение правил благоустройства города, а именно — парковка на газоне. Каждое утро такие машины растаскивают комья земли по всему Челябинску. Тысячи автомобилей разносят гораздо больше грязи, чем пара «Камазов» со стройки.
Под газоном понимается поверхность земельного участка без твердого покрытия, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) или иного искусственного ограничения, покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью естественного или искусственного происхождения либо предназначенная для озеленения (из закона от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области»).
Наверное, Наталье Петровне [Котовой] стоит обратить внимание управления благоустройства на эти нарушения. Попросить участковых фотографировать по утрам и вечерам нарушителей. Это отличный способ пополнить бюджет в трудное время.
Со штрафами уйдут и нарушения во дворах. Наказания рублем у нас боятся больше, чем знаков и ПДД.
Штраф за стоянку на газоне в Челябинске для граждан — от одной до пяти тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
Зеленая помощь
Вторая причина появления пыли в городе — открытый грунт. Многие автомобилисты, паркующиеся на газоне, в ответ на замечания удивляются: «Тут нет травы, какой же это газон?».
В Челябинске очень много открытой земли, будь то грунт вокруг деревьев или двор многоэтажки с черноземом, на который ставят авто. Даже вдоль тротуара зачастую идет холм из открытого грунта. Стоит земле подсохнуть, её начинает гонять ветер. Стоит пойти дождю с потоками воды — грунт стекает на дорогу. Эрозия почвы — явление, знакомое нам со школы.
Решение тут простое — любой клочок земли надо закрывать. Это могут быть приствольные решетки у деревьев, густой газон или кустарник, чьи корни удержат землю. Но газон должен быть настоящим, плотным, а не просто травка, как высаживают сейчас при благоустройстве. Как вариант, можно использовать многолетние травы, как на площади Революции. Там корни плотно удерживают грунт.
Дорожки, а не заборы
Важное значение имеют дорожки. Их нужно делать с учетом передвижения людей, а не роботов. Это в армии все должно быть квадратным и прямым. А в комфортном городе в новых скверах обязательны закругления на тропинках, учитывающие паттерны движения человека (привычные движения. — Прим. ред.). Прямые углы и линии выглядят красиво только на рендерах, в жизни это совсем не практично. В итоге люди ищут, как сократить путь, и вытаптывают газоны. Выход есть — строить дорожки по уже имеющимся тропкам.
Тротуар выше газона
Если газон выше, чем тропинка, то вся грязь скопится в самой низкой точке. То есть на тротуаре. Даже трава, закрывающая грунт и бордюры, тут мало поможет. Проще учитывать элементарную физику: вода течет туда, где ниже.
Поэтому лучше сделать газон ниже уровня тротуара. Тогда после дождя тротуар очистится сам, а земля не будет сходить на дорожку.
К сожалению, сейчас все наоборот. И если старые тропинки нужно перестраивать, делать выше, то почему новые строятся без учета простых правил — большой вопрос.
В целом увидеть, что всё это работает, можно на любом стадионе, где земля закрыта газоном. Или там, где тротуар чудом оказался выше земли. В таких местах нет ни пыли, ни грязи. Городской администрации стоит взять на вооружение простые правила и начать следить за парковкой на газонах. Тогда все мы, горожане, наконец, перестанем дышать пылью.
Согласны с автором?