37-летняя многодетная мать Елена Аитова из поселка Первомайский Агаповского района заявила, что врачи районной больницы затянули почти на полгода процесс оформления документов по инвалидности ее 11-месячной дочери Валентине. После вмешательства областной прокуратуры справку ребенку выдали. Но семья Аитовых уверена: из-за действий агаповских медиков их ребенок лишился курса реабилитации и возможности сидеть и ползать. В Минздраве региона ответили, почему так произошло.
«Мы просто упустили время!»
Валентина родилась в феврале 2023 года, раньше срока. У девочки ряд диагнозов: тугоухость 3–4 степени, гидроцефалия, ретинопатия, бронхо-легочная дисплазия, гемангиома на ножке, пупочная грыжа. В свой неполный год малышка перенесла операцию на головном мозге, глазах, сердце. В пять месяцев в агаповской больнице девочке начали оформлять документы на инвалидность.
Елена говорит, что обивала пороги больницы, торопила врачей, когда узнала, что если дочь признают инвалидом, то она сможет рассчитывать на сертификат в 100 тысяч рублей, которым сможет оплатить курс реабилитации в частном центре Магнитогорска. Семья была уверена, что массаж и физиотерапия в первые месяцы жизни Валентины поставят ее на ноги. Малышке уже провели один курс реабилитации в областной детской клинической больнице, где ранее оперировали, но этого на первом году жизни было недостаточно, считает мама, нужны были еще сеансы массажа и физиотерапии.
— Мы находились в больнице, и нам там заведующая посодействовала. Сказала, что запишет на реабилитацию. Это была полностью инициатива челябинской больницы и наша. Агаповские врачи отношения к этому не имеют, — продолжила Елена. — Мы прошли первый курс реабилитации в областной больнице, на тот момент мы не держали голову, не сидели и не пытались сидеть. Когда выписались, ребенок научился держать голову, стал пытаться сидеть самостоятельно. Не получается, но она пытается. Если бы мы прошли еще одну реабилитацию в Магнитогорске, то сейчас бы ходили или ползали, ребенок бы сидел. Сдвиги по развитию были бы однозначно. Я на сто процентов уверена, что она бы у нас полноценно начала сидеть. Мы просто упустили время!
Сертификат или компенсацию расходов на оплату реабилитационных услуг, проводимых детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, можно получить в соответствии с Законом Челябинской области от 5 октября 2022 года № 669-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет» и постановлением правительства Челябинской области от 27 января 2023 года № 42-П «Об утверждении порядков предоставления дополнительных мер социальной поддержки родителям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет». Номинал сертификата — 100 тысяч рублей.
До середины января врачи агаповской больницы затягивали процесс с оформлением документов, утверждает Елена.
— Документы в комиссию медико-социальной экспертизы все-таки после новогодних праздников попали, но, так как были неверно заполнены, их вернули [и процесс вновь затянулся], — рассказала мама.
Елена написала жалобу на сайт Кремля и через соцсети обратилась к губернатору Алексею Текслеру, к решению вопроса подключилась областная прокуратура.
— В связи с выявленными нарушениями законодательства о социальной защите инвалидов, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных на них обязанностей, прокурором Агаповского района в адрес главного врача ГБУЗ «Районная больница села Агаповка» 19.01.2024 внесено представление об устранении нарушений закона, — уточнила старший помощник прокурора Челябинской области по связям со СМИ Наталья Мамаева. — 22.01.2024 ребенку оформлена инвалидность и разработана индивидуальная программа реабилитации.
Справку об инвалидности родителям Валентины выдали 24 января. Отчасти проблема решилась, но дочка Аитовых с опозданием получит опору для сидения, кресло-коляску, ортопедические брюки и слуховой аппарат, которые необходимы уже сейчас.
— Продавец-консультант магазина [который поставляет товары инвалидам] нам объяснила, что если бы у вас инвалидность была оформлена до Нового года, то, возможно, мы бы весной получили аппараты и остальное, — объяснила Елена. — У них весенний и осенний контракты [на поставку]. Так как мы заявку подали после Нового года, то у меня ребенок получит, наверное, только осенью.
Также Елена планирует добиться в этом году получения сертификата на реабилитацию. Челябинские врачи предложили провести еще один курс у них, но Валентина хотела бы восстанавливать дочь поближе к дому. Курс в Магнитогорске стоит 87 тысяч рублей, что с лихвой перекрывалось бы сертификатом. Аитовы переживают, что Минздрав учтет курс в областной больнице и в денежном сертификате им будет отказано. Оплатить второй курс семья с тремя детьми сама не может. Работает лишь муж, его зарплата не больше 30 тысяч рублей. Время, в которое еще можно попробовать вернуть Валентину к более-менее полноценной жизни, без сертификата будет утеряно, боятся родители.
Когда ждать новый курс реабилитации
В Министерстве здравоохранения Челябинской области объяснили, почему врачи в Агаповке затянули с документами на оформление инвалидности, и пообещали, что проведут проверку.
— По основному заболеванию, установленному в направленных документах, показания для установления инвалидности не было. Документы из Бюро МСЭ были возвращены для доработки, — следует из ответа министерства. — В рамках плановых проверок Министерства здравоохранения Челябинской области будет проведена проверка локальных алгоритмов оформления и направления документов на медико-социальную экспертизу и наблюдения детей раннего возраста.
На вопрос о курсах реабилитации в Минздраве ответили лишь по одному, челябинскому. Нам пояснили, что возраст и анамнез ребенка предусматривает прохождение реабилитации только в медицинских организациях (центр, выбранный семьей Аитовых в Магнитогорске, также является медицинским. — Прим. ред.).
— По полису ОМС дети, проживающие в Челябинской области, нуждающиеся в медицинской реабилитации, получают лечение в Центре медицинской реабилитации «Вдохновение», Челябинской областной детской клинической больнице, — следует из ответа на наш запрос. — Девочка прошла курс реабилитации в ноябре 2023 года в Челябинской областной детской клинической больнице, повторный курс реабилитации запланирован на февраль 2024 года.
Также в министерстве сообщили, что маленькой Валентине рекомендованы кресло-коляска, ортопедические брюки и слуховой аппарат, а вопрос с другими средствами восстановления решат после челябинского курса.
— После окончания реабилитации в случае необходимости могут быть назначены дополнительные технические средства реабилитации с последующим внесением изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалидов, — добавили в Минздраве.