На этой неделе в Сети опубликовали распоряжение правительства Челябинской области о запрете публичных мероприятий. Под ограничения не попадают только те собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты, которые устраивают сами власти. Мы спросили у юристов, что значит этот документ и какое наказание грозит южноуральцам за нарушение правил.
Документ еще 26 февраля подписал первый заместитель губернатора Виктор Мамин, но на официальном портале публикации нормативных актов он появился только спустя два дня. По сути, это поправка в ковидное распоряжение правительства «О введении режима повышенной готовности» от 18 марта 2020 года и она добавила в список действующих ограничений один пункт:
— Запретить на территории Челябинской области проведение публичных мероприятий, за исключением публичных мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти или правительством Челябинской области.
Официально правительство объяснило свое решение желанием, чтобы все мероприятия в регионе проходили «с выполнением всех действующих норм, прежде всего, санитарно-эпидемиологических». Вместе с тем в день, когда распоряжение об ужесточении режима попало в публичную плоскость, губернатор Челябинской области Алексей Текслер объявил об отмене QR-кодов в регионе «в связи с улучшением эпидситуации».
Новые правила появились на фоне военной спецоперации на Украине и касаются именно акций протеста. Такие события, как, например, празднование Масленицы, 8 Марта или утренник в садике, под ограничения не попадают. При этом в федеральном законодательстве четко прописаны все формы публичных мероприятий (это собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования) и установлен порядок их проведения. Там, в частности, сказано, что любые акции можно устраивать только после уведомления органов власти, поданного как минимум за 10 дней. Так зачем правительству Челябинской области сейчас понадобилось отдельное распоряжение? Кажется, первый ответ лежит на поверхности: власти будут использовать этот нормативный акт как дополнительное основание для отказа в согласовании митинга или пикета. Но есть и еще кое-что.
— Это просто усиление позиции, посыл всему населению: «Вы поймите, ситуация непростая, всё достаточно серьезно, поэтому еще раз убедительно просим вас, не устраивайте никаких провокаций в данный период», — считает адвокат коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» Алексей Чернышев.
Как отмечает юрист, будут ли по этому распоряжению наказывать за одиночные пикеты, пока непонятно. Поэтому от проведения таких акций он советует временно отказаться.
— Все мы понимаем, с какими событиями это связано, — комментирует собеседник 74.RU. — Сейчас не стоит выходить с плакатом, тем более если этот плакат касается наших действий на Украине, и это не поддержка позиции нашего государства. Это чревато последствиями. Это нормальная ситуация. Любая страна должна защищать свои интересы. Если кто-то не согласен — это их право, но сеять смуту в такие времена нельзя. Если взять 1941 год, когда начиналась Великая Отечественная война, то там вплоть до расстрелов паникеров доходило, чтобы просто дух армии и мирного населения не опускать. Времена тяжелые, тут и более суровые меры применяются. Тем более возможны провокации, террористические акты.
Но какая именно ответственность грозит челябинцам за акции протеста с учетом недавно вышедшего распоряжения правительства? Вот что говорит по этому поводу юрист Николай Попов:
— Будет двойная ответственность: с одной стороны — за нарушение порядка проведения митингов, которая предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (статья 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») и Уголовным кодексом (статья 212.1 УК РФ). С другой — это будет нарушение по «санитарке» (статьи 6.3 и 20.6.1, по последней сейчас активно штрафуют за нарушение масочного режима). Что самое интересное — если изначально в постановлении правительства был пункт о том, что массовые мероприятия возможны при проведении санитарных требований, то здесь формулировка изменилась вообще на полный запрет. Только органы исполнительной власти и правительство могут это делать, все остальные — нет. Ну тут, конечно, вопрос встает уже о Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право граждан на то, чтобы собираться.
Адвокат Андрей Лепехин настроен еще более критично и вовсе называет нормативный акт необоснованным.
— Я навскидку посмотрел: явно неконституционное какое-то распоряжение, — говорит он. — Об этом можно судить хотя бы потому, что у нас вообще-то равенство граждан, а они говорят: «Запретить все публичные мероприятия, за исключением тех, что мы проводим». Им можно, а никому больше нельзя. 54-й Федеральный закон о публичных мероприятиях прописывает все формы публичных мероприятий, и среди них есть одиночный пикет. Как одиночный пикет может повлиять на эпидемиологическую обстановку, вообще непонятно.
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!