Следственное управление СК по Челябинской области спустя два года обрело постоянного руководителя. Перед официальным знакомством с журналистами новый глава Петр Решетников две недели внимательно оценивал положение дел в ведомстве. И вот подвел первые итоги. 74.RU поговорил с ним о переменах в работе следователей, борьбе с коррупцией, проблемах экологии и не только. Публикуем его ответы от первого лица.
Петру Решетникову 52 года. Он родился в Свердловской области, в 1995-м окончил Уральскую юридическую академию. Работал в прокуратуре, возглавлял следственное управление СК по Хабаровскому краю. С 2018-го руководил Уральским следственным управлением на транспорте СКР. Он занимал эту должность до конца июля 2021 года, когда официально объявили о реорганизации Уральского следственного управления на транспорте и присоединении его к Центральному следственному управлению. В августе 2021 года возглавил следственное управление СК по Челябинской области.
О ближайших планах
— Выделять какие-либо категории преступлений я в своей деятельности не собираюсь, потому что считаю, что любое преступление нарушает права граждан. Поэтому отношение к любому преступлению должно быть одинаковым: оно должно быть не допущено либо пресечено, а потом эффективно и быстро расследовано, и по результатам должны быть сделаны выводы, чтобы такого впредь не повторялось.
С учетом особенностей Челябинской области специфика в нашей деятельности определенная будет. Внимание за эти две недели мне в первую очередь пришлось обратить на большое количество дольщиков, права которых нарушены при строительстве жилых домов. У нас порядка 62 объектов в соответствующем реестре состоит, считаются нарушенными права 3485 граждан. По моим сведениям, в отношении порядка 2,8 тысячи граждан разработаны мероприятия по восстановлению их прав. Мы понимаем, что, возможно, не все у нас охвачены граждане. Мной инициирован общий прием граждан на базе Минстроя 25 августа. Он будет совместным с руководством прокуратуры и ГУ МВД области, с участием уполномоченных по правам человека и предпринимателей.
О преступлениях против детей
— Защита прав детей — еще один приоритет в работе. Тесно будем работать с уполномоченным по правам ребенка в Челябинской области Евгенией Майоровой. В регионе очень большое количество преступлений, совершенных в отношении детей. Каждое наше утро начинается с докладов по происшествиям из сводок и по информации СМИ о нарушении прав несовершеннолетних.
«Я не приемлю разгильдяйства и равнодушия наделенных властью людей, которые обязаны делать всё, чтобы дети не гибли и не подвергались преступлениям»
Я всегда им говорю: «Вас никто в это кресло не садил. Вы понимали, на что вы идете и какой уровень ответственности получаете». Мне кажется, нужно повысить требовательность к должностным лицам в органах власти, чтобы они до конца и полностью исполняли свои служебные обязанности.
Я не говорю, что мы кого-то будем карать, не глядя. Нет, мы будем взаимодействовать, разбираться, какие трудности существуют, и помогать в их решении. На встрече с губернатором [Алексеем Текслером] я озвучил практику, которая у нас была на Дальнем Востоке. При осуществлении нашей работы мы приходим к тому, что несовершенна та или иная нормативно-правовая база — районного, муниципального уровня, субъектового, иногда и федерального. Поэтому у нас практически каждое уголовное дело должно заканчиваться не только вынесением представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, но и додумыванием, что, с точки зрения совершенствования закона, позволит избежать таких ситуаций. Свои предложения будем высказывать и направлять выше.
Будем стараться проводить свою деятельность таким образом, чтобы максимально защитить деток от преступных проявлений. И в то же время будем работать с детьми, чтобы их самих оттолкнуть от совершения преступлений.
Меня несколько покоробило то, что значительное количество преступлений в Челябинской области связано со сбытом наркотических средств, причем в этом задействована молодежь. Полагаю, что здесь недостаточно только расследований, привлечения к ответственности — надо большую работу проводить с педагогическими коллективами, с нашими учебными заведениями, с ребятами, девчатами, чтобы они понимали, насколько желание сиюминутного заработка может испортить всю жизнь. Нормы закона разъяснять — это одно. Но нужно предлагать альтернативы. У нас достаточно интересные направления работы среди молодежи есть: и волонтерская работа, и технопарки, где дети могут себя реализовать, при этом зарабатывая деньги, но уже своим умом и знаниями.
О челябинской экологии
— Челябинская область отмечена экологическим крестом. Не совсем здесь всё в порядке из-за характера промышленных производств, из-за места расположения. Этому направлению деятельности тоже будем внимание уделять. Часть составов преступлений, которые отнесены как раз к нашей подследственности, — в природоохранной сфере. Намерены в ближайшее время заключить соглашение с окружным управлением Росприроднадзора, с другими ведомствами природоохранного характера. Обязательно к этой работе привлечем общественность, экологические организации в качестве специалистов. Постараемся помогать органам власти и людям создавать благоприятную среду для челябинцев. Люди в комментариях пишут, что одним из основных поводов для отъезда из Челябинской области является, в том числе, вопрос экологии. Будем эту ситуацию улучшать.
О преступлениях прошлых лет
— Раскрытие преступлений прошлых лет — это тоже приоритет в работе Следственного комитета. Мои сегодняшние коллеги достаточно эффективно расследованием этих преступлений занимаются. На данный момент у нас порядка 112 преступлений прошлых лет раскрыто, расследовано, большая часть из них направлена в суд. Если говорить о тяжких преступлениях: убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, изнасилованиях, — уже 12 таких уголовных дел направлены в суды.
Но «запас» этих преступлений очень большой. Больше шести тысяч преступлений у нас числятся на учете, из них несколько тысяч — убийства, поэтому нам есть чем заниматься. В ближайшее время ставлю перед собой лично задачу заслушать информацию по уголовным делам, которые получили общественный резонанс. Пока не буду предвосхищать возможности раскрытия каких-то преступлений — надо вникнуть, посмотреть.
«Время не только лечит, но и помогает тайны прошлого открывать»
Коллеги в Челябинске достаточно профессиональные и в системе МВД, и в нашем коллективе. Но новый взгляд какой-то иногда нужен. Возможности новые у нас появляются криминалистического и технического плана. И, конечно, мозги надо включать — работать, прорабатывать.
О новых технологиях в расследованиях
— У нас достаточно сильный отдел криминалистики. Но в помощь нам по решению председателя Следственного комитета еще три года назад в качестве эксперимента на Среднем Урале создано подразделение криминалистического сопровождения следствия от центрального аппарата СК. Наши коллеги дислоцируются в Екатеринбурге, но мы их чуткое внимание ощущаем постоянно. У них на самом деле достаточно современные и постоянно обновляемые средства обнаружения и фиксации преступлений, идентификации преступников.
В своей работе мы также будем самое серьезное внимание уделять расследованию киберпреступности. Она сейчас растет семимильными шагами. По решению СК у нас во всех трех отделах по расследованию особо важных дел введена специализация по расследованию киберпреступлений. Сегодня очень много преступлений против половой неприкосновенности или связанные с незаконным оборотом наркотиков совершаются с помощью социальных сетей. Поэтому здесь будем идти в ногу со временем.
О кадровых перестановках
— Я не сторонник кого-либо к себе перетаскивать. Поэтому какое-то новое дыхание сюда привносить [не планирую] — достаточно моего дыхания пока. Тех сотрудников, которые здесь местами «заснули», думаю, удастся разбудить. А в целом коллектив следственного управления СК по Челябинской области на хорошем счету. Работают ребята крайне напряженно, в том числе из-за уровня преступности в Челябинской области. У меня нет оснований кому-то из коллег предложить рассмотреть себя в народном хозяйстве, как раньше говорили. Есть недостатки в работе, есть упущения. Но будем их направлять.
О борьбе с коррупцией в Челябинской области
— Какое-то время мне понадобится вникнуть в специфику коррупции в Челябинской области. На первый взгляд, она чем-то сильно не отличается от того, что происходит у нас везде в стране. Но, возможно, здесь больше таких фактов выявляется благодаря эффективной работе органов правоохраны, контрольно-надзорных органов и тех, кто осуществляет оперативно-разыскную деятельность.
«Будем каленым железом здесь выжигать то, что сейчас есть [с коррупцией]»
Но и опять же будем совместно с органами власти и правоохраны прорабатывать меры — какие можно заградительные вещи делать, чтобы желания у чиновников расхищать бюджетные средства не возникало.
Уже сейчас я определенные посылы своим подчиненным дал. Чтобы эффективно противодействовать местной коррупции, нужно моим сотрудникам на местах знать и понимать, где осваиваются бюджетные средства. Я поручил в каждом следственном отделе создать реестр реализации бюджетных средств: где детский садик строится, где крышу ремонтируют и так далее. Сейчас по местам поеду и каждого руководителя буду спрашивать, знает ли он, что в его «хозяйстве» строится и делается и куда будут направляться средства.
Необходимо совместно с контролирующими органами отслеживать, какие конкурсные процедуры проведены, правильно ли они организованы, есть ли там серые схемы какие-то или нет. Затем контролировать, как осваиваются эти деньги.
О проблемах в работе с обращениями граждан
— В работе следователей приоритетом надо сделать заявление. Надо понимать, что за этим заявлением стоит конкретный человек. И тут задача следователя полно и всесторонне провести проверку, рассмотреть обращение и самое главное — потом довести результат этого обращения заявителю. Буду приближать своих подчиненных к людям.
Не скажу, что есть тенденция повсеместного необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел. Но некоторые факты такие есть, я с этим столкнулся. Пришлось по нескольким обращениям давать команду «на земле» о регистрации сообщения о преступлении или о возбуждении уголовного дела. Если я сделаю выводы, что это носит негативный и массовый характер, то, конечно, сразу меры общего характера приму.
Основная задача — не ждать волшебного посыла со стороны [председателя Следственного комитета России] Александра Ивановича Бастрыкина, со стороны центрального аппарата СК, а на месте оперативно реагировать. В большей степени реагировать проверкой следственным путем того, с чем к нам люди приходят. Мы не «Доследственный комитет» — мы Следственный комитет. Путем производства следственных действий, а не проверочных мероприятий мы должны разрешать конкретные обращения, разбираться в том, что произошло, и делать соответствующие выводы.