Китайские теплицы-«призраки» занимали в 2010–2014 годах до 800 гектаров в Челябинской области. Когда в 2015-м отменили квоты на иностранцев, парники забросили. Граждане КНР вернулись на родину, оставив «скелеты» из жердей, которые до сих пор тянутся на километры. Одни из самых больших плантаций — в Красноармейском районе, совсем недалеко от Челябинска. Разобраться, кто должен сносить конструкции, власти не могут до сих пор. В то же время на место, где трудились сельхозработники, пришли другие — таджики, узбеки и русские. Рассказываем, почему ситуация с фермерами и заброшенными теплицами вышла из-под контроля, что там происходит сейчас и как это комментируют чиновники.
«Отсюда овощи везут на все рынки и базары Челябинска»
С дороги теплицы выглядят, как сотни, если не тысячи обветшалых деревянных каркасов: где еще болтаются лохмотья китайской синей пленки, где вместо длинных рядов парников остались одни угли — последствия поджогов или случайных пожаров. Картина пустынная и немного ужасающая, но стоит немного съехать с трассы вглубь плантаций, как станет ясно: кое-где жизнь по-прежнему кипит.
Рабочие от рассвета и до заката собирают урожай, между действующими теплицами курсируют тракторы. В СНТ «Лесная поляна», к которому почти вплотную подступают грядки, рассказывают, что против нынешних соседей ничего не имеют.
— Сейчас там таджики, узбеки оккупировали всё, китайцев уже давно не видно. А эти обосновались года два назад, — рассказал садовод Алексей. — Вообще, получается, что весь город на этих теплицах живет. Отсюда овощи везут на все рынки и базары Челябинска. Я сам у них брал капусту, кабачки, огурцы и помидоры — не жалуюсь.
Рабочие у теплиц общаются неохотно. Видно, что на заработки сюда стягиваются как граждане России, так и приезжие из ближнего Зарубежья — Узбекистана и Таджикистана. Они опасливо вводят нас в курс дела.
— Мы помидоры растим, мы наемные рабочие, у нашей хозяйки здесь только пять теплиц, она сама из Китая, у других земель — другие собственники, — объясняют люди. — Мы вышли на уборку, нас пригласили неделю назад. Сейчас, сами понимаете, с работой сложно — не найти. А здесь смена с 7 часов утра до 7 вечера, платят 1500 рублей за день. Это нормальные условия. А то, что кому-то не нравятся наши удобрения, здесь не химикаты, здесь всё безвредное. Выглядит, как водичка — хоть пей.
Федорино поле
В основном, продолжают наши собеседники, все фермеры арендуют землю у некого Фёдора, который обосновался чуть дальше. Самого мужчины на месте не оказалось, но он согласился пообщаться с нами по телефону. В разговоре сообщил, что у него пока только три арендатора. Но бизнес понемногу идет в гору, поэтому рассчитывает, что скоро сможет пустить в ход и другие земли — те, которые несколько лет пустовали. Разбирать деревянные жерди, оставшиеся от китайских теплиц, пока никто не заставлял, убедил нас Фёдор. А чтобы привлечь новых земледельцев, это только плюс: всё — не с нуля начинать, рассказал он.
«Они могут вносить всё, что угодно — нитраты, фосфаты, аммониты»
На полях рассказали, что овощи отсюда идут напрямую на рынки Челябинска, их продают оптом. Поставки регулярные: снимают по три урожая за сезон, не меньше. Но такая скорость настораживает специалистов. Несмотря на все заверения аграриев, растить овощи такими темпами практически нереально без потенциально опасных химикатов, высказала мнение завкафедрой общей экологии ЧелГУ Ирина Гетманец. В резко континентальном климате Челябинской области с холодными ночами и контрастными температурами южные культуры, к которым относятся помидоры, обычно дают очень скромные плоды.
— У них три генерации, то есть три поколения растений. Исследователи и правда говорят, что при определенных условиях возможно вырастить томаты за 30 дней без вредных веществ, но в исключительно контролируемых условиях лабораторного эксперимента, когда сходятся оптимальная температура, влажность, освещенность, — объяснила Ирина Гетманец. — Мы же понимаем, что у них там условий лабораторного эксперимента, скорее всего, нет. Поэтому встает вопрос: чем стимулируют рост? Если это бывшие китайские теплицы, то там невозможно как минимум поддерживать уровень освещенности. Даже при жаре, которая у нас была этим летом, растения в любом случае будут тормозиться в росте. Почему-то наши бабушки в своих садах даже в парниках по три урожая не собирают. Исходя из общих подходов, можно сказать, что там стимулируют рост растений химическими реагентами. Всё это попадает в общую экосистему, из-за этого в почве нарушается контакт микроэлементов. В любом случае это должно носить контролируемый характер.
По словам специалиста, любые бесконтрольные сельскохозяйственные агротехнические мероприятия — само по себе вредно. А когда включается такой бытовой механизм, ничего хорошего ни для растений, ни для экосистемы не может быть:
— Они могут вносить всё, что угодно — нитраты, фосфаты, аммониты.
Да и заброшенные теплицы, которые находятся рядом, влияют на поля далеко не самым благотворным образом, подчеркнула Ирина Гетманец.
— Во-первых, полиэтилен, которым раньше закрывались парники, никто не убирал. Пленка разлетелась, в земле она будет перегнивать 100 лет. Пластик — это очень губительно для экосистемы, — отметила она. — Оставшиеся балки могут сжечь, это еще один риск. В-третьих, на влажной древесине могут быть опасные грибные поражения, споры могут разлететься на большие территории в огромном количестве. Это всё нужно утилизировать.
В региональном Минсельхозе сообщили, что раньше вели мониторинг за угодьями. Но, начиная с 2015 года, когда квоты на привлечение иностранных рабочих для овощеводства прекратились, следить за полями перестали.
— Минсельхоз Челябинской области направил в адрес глав муниципальных районов телефонограмму об организации работ с собственниками земельных участков, на которых размещаются временные сооружения, ранее используемые в качестве теплиц, по их сносу и приведению участков в пригодное для сельскохозяйственного использования состояние, — уточнили в пресс-службе министерства. — По вопросу несанкционированного размещения отходов и строительных объектов контрольными полномочиями наделено Управление Россельхознадзора по Челябинской области.
В Россельхознадзоре также заверили, что эти участки не инспектируют.
— Если там какие-то брошенные теплицы на территории Красноармейского района, то за них должна отвечать администрация района. Они распоряжаются землями и соответственно следят за ними. Там наверное ведут деятельность какие-то ИП, я не обладаю данной информацией, — сказала заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Челябинской области Екатерина Мишанина.
«Хозяев найти — проблема»
В районной администрации заверили, давно пытаются решить проблему, но каждый раз заходят в тупик. За последние годы удалось снести чуть больше 20 процентов бесхозных теплиц. Чиновники говорят, что сейчас поля с остатками теплиц «попилены» на относительно небольшие участки, большая часть территорий — это не оформленные паи. То есть те доли от общей собственности колхозов-совхозов, которые раздавали работникам, до сих пор официально никак не зарегистрированы. При этом регистрация возможна только по желанию самих владельцев.
— Закон позволяет хозяевам участков не оформлять землю в собственность, и у нас в районе таких большинство, — объяснил замглавы Красноармейского района Денис Шумков. — Знаем, что Минсельхоз готовит поправки к закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Если это будет реализовано, то тогда мы сможем изымать землю в случае смерти собственника, если нет наследника. Также в упрощенном порядке мы сможем изымать участки, если нерадивый хозяин захламляет землю или забросил участок.
Но пока приходится решать ребус за ребусом — где собственник земель уехал в Китай, и связи с ним нет, где просто не удается установить владельца.
— Хозяев найти — проблема. Например, человек дал один юридический адрес в Челябинске, а сам фактически проживает за границей или в другом месте. Высылаем заказные письма, а они нам возвращаются, — сказал Денис Шумков. — С тем, что теплицы брошены, я не согласен. Район у нас сельскохозяйственный, и земля должна давать урожай. В другом месте собственник был русский, он умер. Наследников у него нет, и нам некого обязать привести землю в порядок. А по закону мы не можем проводить работы на частной земле за счет бюджета.
Китайская грамота
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», среди собственников угодий есть и русские, и китайцы с российским гражданством. Но практически у всех фирмы давно закрыты, о дальнейшей судьбе участков ничего неизвестно. Так, одни из самых внушительных территорий принадлежали ООО «Лето» (директор Чжан Ин, предприятие закрыто в 2020 году), в разные годы правообладателем являлась связанная с ним «Компания заморского строительства» (директор тот же — Чжан Ин, прекратило работу в 2018 году). Они закрыты из-за неуплаты долгов за электроэнергию и отсутствия налоговых отчетов за последние годы. Кроме того, немалая доля полей числилась на балансе ИП Ли Цзянчэн — бывшего руководителя челябинской организации китайского национально-культурного центра «Дружба» (общество ликвидировано в 2016 году). Сам Ли Цзянчэн не прекращал своей деятельности, но долгов за ресурсы тоже накопил — 40 тысяч рублей. Не исключено, что его постигнет судьба земляков. Судя по документам, эти предприниматели из Поднебесной скупали паи у бывших колхозников, объединяли участки и размещали на них теплицы. Позже уехали, а документы на землю не переоформили на кого-то другого. Кроме того, в базах данных фигурирует еще один собственник — Джаник Саргсян, у него арендовал поля Ли Цзянчэн, но ИП Саргсян не работает с 2017 года. Есть и такие земли, по которым в отчетах ЕГРН владельцы не указаны. Действующие сейчас теплицы размещены в основном на участках Чжан Ина и Ли Цзянчэн.
«Урожайные» рейды
Меж тем пока в администрации Красноармейского района пытаются разобраться с землевладельцами, полиция регулярно проводит рейды в парниках.
— С начала года проведено 29 проверочных мероприятий, в ходе которых проверено более 100 иностранных граждан ближнего зарубежья, а также граждане Российской Федерации, которые занимались выращиванием плодоовощных культур, — привела данные начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Челябинской области Ольга Штерк. — По результатам проверочных мероприятий, пресечено 21 нарушение миграционного законодательства, из них четыре — за нарушение режима пребывания на территории России, 11 — за осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов и еще шесть — за незаконное привлечение иностранных граждан к труду.
Одна из недавних проверок проходила 29 июля: силовики выявили 20 работников из стран ближнего зарубежья. Ими также были нарушены правила пребывания в России, отсутствовали разрешительные документы для работы.
Прокуратура Красноармейского района нашла нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Представители надзорного ведомства обратилась в суд с требованием расчистить земли, но, вероятно, установить ответчиков будет сложно.
— В ходе проверки выявлены земельные участки, захламленные отходами производства и потребления в виде разрушенных теплиц (деревянные жерди и полиэтиленовая пленка), — сообщили в областной прокуратуре. — Собственниками и арендаторами земельных участков после прекращения деятельности по выращиванию овощей меры по очистке участков от отходов не приняты. Прокурором района в суд направлены исковые заявления о понуждении собственников и арендаторов данных участков принять меры по ликвидации отходов производства.
Ранее китайские теплицы неоднократно привлекали внимание силовых и надзорных ведомств. И вот конкретные примеры: возникали вопросы к удобрениям, парники становились очагом крупных пожаров, Минсельхоз требовал отчетов от предпринимателей из КНР, а суд уже заставлял китайцев разбирать незаконные конструкции.