Экономика Бизнес Кризис-2024 Спецоперация на Украине подробности Одежда умирает последней: что будем носить после массового ухода зарубежных брендов с российского рынка

Одежда умирает последней: что будем носить после массового ухода зарубежных брендов с российского рынка

Производители Челябинской области — о ценах и о том, почему аналогов импорту не найти

На Южном Урале шьют одежду — от носков до деловых костюмов, но производства привязаны к курсу доллара и поставкам из-за рубежа

Южноуральские производители одежды столкнулись с трудностями в поставках сырья из-за рубежа. Они связывают это с повышением курса валют, санкциями и усложнением логистики. Проблемы возникли одновременно с уходом из России европейских брендов: на этой неделе временно закрылись магазины H&M и Mango, а также Massimo Dutti, Pull & Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka. Вместе с участниками рынка разбираемся, что будем носить дальше и какими будут цены на одежду.

«Одно на другое — и кошмар что будет»

Ткани, пряжу и фурнитуру на местные текстильные фабрики везут из-за границы — в основном, из Китая и Турции, не из Европы. Совсем без сырья производители не останутся, но вот сроки и себестоимость ввозимых товаров пока под вопросом. Скорее всего, возникнут перебои с импортом и цены поползут вверх.

— Первая проблема — в связи с повышением курса доллара вырастет стоимость сырья и, соответственно, стоимость конечной продукции. Это повлияет на цены через несколько месяцев, у некоторых фабрик, может быть, и сразу, — объясняет директор «Пеплоса» Валерий Захарчук. — Вторая проблема — логистика. Есть сложности с доставкой из Китая, они еще прошлой осенью вводили ограничения по ковиду, а сейчас еще вдобавок транспортные фирмы отказываются ввозить наши грузы из КНР в Петербург. Сейчас всё перехлестнется на Владивосток, и эта проблема еще усугубится. Одно на другое — и кошмар что будет! Получатся провалы в поставках. У нас запас есть, это какое-то время еще будет спасать, а дальше пока ничего неизвестно.

Европейские и американские марки одежды стремительно уходят с российского рынка

В России нет своего хлопка или бамбука, поэтому ткани, пряжу, нити у нас не выпускают, рассказывает ведущий менеджер челябинской носочной фабрики «Эталон» Земфира Виноградова. Страна закупает сырье в Узбекистане, готовую продукцию поставляет на заводы, в спортшколы, размещают на маркетплейсах. Но скоро закупочные цены перестанут устраивать заказчиков.

— Счета нам всегда выставляют в долларах. То есть, если бы мы заказали пряжу два месяца назад, оплачиваем мы ее по сегодняшнему курсу. Крупные поставщики покупают сырье в Узбекистане, Китае, Турции вагонами, дробят и продают небольшими партиями таким фабрикам, как наша, — объясняет Земфира Виноградова. — В основном мы вяжем на заказ. Но если в закупе раньше наши носки могли стоить 35–45 рублей, то сейчас мы уже поставили цены не меньше 60 рублей. Мы стараемся брать только натуральный хлопок, чтобы носки были качественными.

«Качество не хочется ухудшать, но по нашей новой оптовой цене многие откажутся брать»

На южноуральских фабриках «Кыштымский трикотаж» и «Силуэт» комментировать положение дел не стали, но по телефону заверили, что никаких изменений на себе пока не ощутили, работают в обычном режиме, цены не поднимают.

Заменять зарубежную одежду придется отечественной, но выбор невелик

«У людей не будет выбора»

Уход зарубежных гигантов не восполнить отечественными производителями, считают экономисты. Число локальных марок стремительно росло в последние годы, но их аудитория зачастую нишевая, да и объемы далеко не те.

— По объему местные производители, конечно, не смогут возместить уход европейских магазинов. Нельзя взять из ниоткуда эту отрасль, вероятно, быстрее пустоту заполнят Китай и Турция. Возможно, нас ждет появление подделок под какие-то популярные бренды, — считает кандидат экономических наук, преподаватель РАНХиГС Александр Победин. — Насколько потери будут восполнимы в плане качества, каждый сам решает, но я думаю, что не всех устроит, но у людей не будет выбора. Стопроцентное импортозамещение было бы возможно, притом что у населения существенно не снижаются доходы и активно привлекаются инвестиции, но с этим сейчас тоже проблема.

К тому же многие российские производители сильно зависят от импорта

Локальные популярные челябинские бренды стараются пока жить одним днем и не строить далеких планов. Сейчас это самая верная стратегия, считает создательница марки одежды LUSALUT Люцина Мухутдинова.

— Возможно, наша аудитория будет расширяться, но пока мы всерьез об этом не думали. Я почти уверена, что основной массмаркет вернется. У них могут измениться цены, уменьшится количество магазинов, но совсем они не закроются. Мы действуем, исходя из событий сегодняшнего дня, в режиме 24/7 придумываем, как быть дальше. У нас уже голова заточена под то, чтобы к чему-то новому адаптироваться, — сказала Люцина.

«Не скажу, что мы настроены оптимистично, но мы настроены работать! У нас нет других вариантов»

Локальные южноуральские бренды не в силах заменить гигантов по объемам производства

«Главное — не уйти за точку невозврата»

При этом многие эксперты уверены, что H&M, Mango, Zara и другие ушли не из-за своих политических взглядов, а из-за холодных экономических расчетов.

— Дело не в том, что эти компании пытаются наказать россиян за те трагические события, которые разгораются на Украине. Основная причина, на мой взгляд, в том, что компании боятся: если они останутся в России, их товары начнут бойкотировать потребители других стран, — рассуждает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Этот риск перекрывает возможности, которые есть здесь, на российском рынке. К тому же никто не будет делать большие покупки, потому что покупательская способность тоже сейчас упадет.

«Думаю, список компаний, которые ушли из России, еще далеко не окончательный. Работа здесь становится токсичной для европейских брендов»

Ожидается, что в ближайшее время реальные доходы людей будут падать, неизбежны перебои поставок, всё это может привести к самым неприятным последствиям, продолжает Иван Федяков.

— Это чудовищный эксперимент. Таких экспериментов не было не то что в российской, в мировой практике никогда не было. Хочется верить, что стороны скоро сядут за стол и начнут договариваться. Это произойдет, но вопрос только когда. Насколько за это время мы оторвемся от цивилизованного европейского мира, — говорит Иван Федяков. — И здесь главное — не уйти за точку невозврата. Нас в любом случае ждут уменьшение количества товаров, оскудение ассортимента.

Экономисты уверены, что список брендов, которые покинули Россию, будет расти

Насколько мы зависимы от зарубежных компаний, наглядно показывает ситуация с IKEA, считает экономист.

— В 2021 году несколько крупных глобальных брендов заявили, что они ограничат закупки хлопка из одного региона Китая, потому что там, по их мнению, притесняют китайских мусульман. Китайские потребители стали бойкотировать активно H&M, Adidas, Burberry. А они только попытались. Компании тут же закрыли эту тему, и продажи восстановились, — привел пример Иван Федяков. — У нас происходит ровным счетом наоборот: когда IKEA заявила, что уходит с российского рынка, были дикие очереди и столкновения между покупателями. Ни о каком потребительском патриотизме речи не идет. Вот китайцы его проявили, а россияне встали в очередь в магазине той компании, которая приняла по отношению к нам меганелояльное решение. Это показывает то, насколько мы заинтересованы в европейском рынке.

Магазины одежды, которые приостановили работу в РФ по состоянию на 5 марта:


  • Mango;

  • H&M;

  • Zara;

  • Bershka;

  • Pull & Bear;

  • Oysho;

  • Massimo Dutti;

  • Stradivarius;

  • Asos;

  • Nike;

  • Hermes;

  • Группа компаний Kering (бренды Gucci, Balenciaga и Yves Saint Lauren);

  • Louis Vuitton

  • Cartier;

  • Swarovski;

  • Chanel;

  • Marks & Spencer.

Что еще почитать об экономической ситуации


Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления