Экология подробности Вброс про выбросы: что стоит за внезапно оптимистичным планом экологической революции Челябинска

Вброс про выбросы: что стоит за внезапно оптимистичным планом экологической революции Челябинска

К 2024 году нагрузка на воздух якобы снизится почти в два раза от уровня 2017 года

Экопроект Челябинска стартовал в 2018 году, но результат пока не так чтобы очевиден

На волне специальной военной операции об экологии Челябинска, казалось, забыли совсем, и вдруг в самый разгар частичной мобилизации в правительстве РФ утверждают неожиданно амбициозный план по снижению челябинских выбросов аж на 45% до 2024 года (от уровня 2017 года), что гораздо амбициознее прежних, докризисных обещаний. И это — на фоне сложностей с импортным оборудованием и общим изменением приоритетов. Такие заявки выглядят не более чем прожектёрством, но не слишком ли мы критичны? Мы поговорили с людьми из отрасли, и вот что удалось выяснить (к слову, комментировать тему официально спикеры, к которым мы обращались, не захотели).

Что такое экологический проект Челябинска?

Проект по спасению челябинского воздуха вырос из нацпроекта «Экология» и его подпроекта «Чистый воздух». Челябинск вошел в список 12 городов, где на 20% планировалось сократить совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей (закон 195-ФЗ). Челябинск позже добровольно повысил эту планку до 31,5%.

Основу для проекта создали четырехсторонние соглашения, которые с 2019 года заключались крупными предприятиями с региональным правительством, Росприроднадзором и Минприроды. Соглашения были подписаны с 16 региональными загрязнителями, из которых 9 находилось в Челябинске или поблизости — это ЧЭМК, Цинковый, ЧКПЗ, ЧТПЗ, завод «Техно», ЧМК, «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация).


Идея проекта «Чистый воздух» в следующем: сначала специалисты проводят так называемые сводные расчеты, то есть определяют, какое количество вредных веществ может выбрасывать каждое предприятие, чтобы в любой момент времени в любой точке города качество воздуха не выходило за рамки нормативов. На основе этих расчетов вырабатываются квоты (лимиты) на выбросы для предприятий. В Челябинске система квот должна была заработать еще в 2020 году, но по факту предприятия получили их лишь к началу 2022 года, как раз накануне СВО. Поэтому оценить систему квот в действии пока сложно, да и наказание за их нарушение не определено.


Помимо федерального экопроекта, Челябинск создал и свой собственный. Он материализовался в виде 33 двухсторонних соглашений между областным правительством и главными загрязнителями города. Из челябинских предприятий, кроме перечисленных выше, новые соглашения подписали заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», ЧТЗ-Уралтрак, ПАО «Фортум» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) и расположенный в Копейске, но близкий к нам «Завод "Пластмасс"». Предприятия обязались инвестировать в новое оборудование и устранять наиболее опасные источники выбросов, что, в числе прочего, облегчало и выполнение федеральных требований.

Изначально нацпроект «Чистый воздух» предполагал снижение выбросов для городов-участников на 20%. Челябинск решил взять более высокую планку, и целевой показатель подняли до 31,5%, а дедлайном был всё так же конец 2024 года. Однако в марте этого года из-за известных событий сроки реализации нацпроекта сместили на два года, равно как сделали еще несколько экологических откатов, например, резко ослабили требования к выхлопам автомобилей. На этом фоне нынешние заявления вице-премьера РФ Виктории Абрамченко выглядят чистым популизмом: согласно им, выбросы предполагается снизить аж на 45% и одновременно вернуть старый дедлайн — конец 2024 года. Как такое возможно?

Новый экологический план Челябинска: снижение выбросов на 45% до конца 2024 года

Как нам удалось выяснить, отчасти речь о манипуляции цифрами, что в случае с экологией делается сравнительно легко и даже законно. Например, в начале года областное Министерство экологии предоставило нам данные об объемах выбросов с 2005 по 2020 годы, и оказалось, что они снизились практически вдвое, причем в основном за счет четырехкратного снижения автомобильных выхлопов. Такие цифры выглядят крайне подозрительными, потому что на 2005–2020 годы пришелся бум развития автопарка России, и пусть он становился более экологичным за счет перехода на машины стандартов «Евро-4» и «Евро-5», четырехкратное снижение валовых выбросов возможно едва ли. Потом выяснилось, что изменилась методика расчета, так что вся экологическая революция 2005–2020-х по большей части была на бумаге. Не исключено, что подобные хитрости применят и в этот раз, тем более речь идет о совокупном снижении выбросов: то есть не только от предприятий, но также от коммунальной сферы и упомянутого транспорта.

Но есть и хорошие новости. Оказывается, в конце весны власти собрали представителей крупных промпредприятий Челябинска, чтобы узнать их возможности по реализации нацпроекта «Чистый воздух». К тому времени его сроки уже сместили на 2026 год, поэтому с промышленников не требовали жесткого выполнения прежних обязательств. Однако выяснилось, что большинство из них готовы продолжать работу в рамках двух- и четырехсторонних экологических соглашений, и причина сугубо прагматичная: крупные предприятия формируют планы развития на годы вперед, и многие экологические проекты уже находятся в разной стадии готовности. Их выгоднее довести до ума, чем бросать на полпути.

— Послабления на федеральном уровне были сделаны для всех 12 городов, чтобы не нагружать предприятия в условиях нового санкционного давления, а нынешний план принят уже с учетом возможностей конкретных городов — Челябинска, Магнитогорска, Липецка, — пояснил наш источник в отрасли.

Для Магнитогорска, кстати, целевое снижение выбросов — на уровне 25%.

Литейный двор доменной печи № 4 на ЧМК (входит в Группу «Мечел»). В 2020 году закончен капремонт самой домны, на 2024 год запланирована установка системы аспирации литейного двора

Однако есть и неудобный вопрос: можно ли завершить такой проект в условиях санкций и дефицита импортного оборудования? Прямо на этот вопрос не отвечает никто, но общий смысл таков: новая ситуация тормозит экопроект, но не останавливает его. Усложнилась логистика, выросли сроки поставки, увеличилась цена, но в целом промышленники надеются завершить уже согласованные проекты. При этом чувствуются и сомнения: если пока еще ситуация кажется сложной, но терпимой, то что будет весной или следующей осенью — остается гадать.

Новый документ, подписанный 21 октября 2022 года и озаглавленный «Комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинска», является как бы реинкарнацией уже одобренного в 2018–2021 году подхода: федеральные власти разрешили ставить его на паузу, но сами промышленники не против продолжать в прежнем темпе.

Но откуда взялась цифра в минус 45%, если первоначальный план предполагал 31%? Как пояснил нам источник в отрасли, заявленные промышленниками эко-мероприятия предполагали некоторый «запас прочности». То есть модернизация оборудования зачастую давала больший эффект, чем требовалось по условиям соглашения — профит предприятия тут был в увеличении производительности оборудования. Сейчас же эти «излишки» формализовали, включив в план. То есть де-факто предприятия должны модернизироваться в заявленном темпе, просто уже без запаса.

Современный завод — это еще и множество электроники, систем мониторинга, компьютеров и мониторов. С их поставкой в промышленных масштабах могут быть проблемы, но пока вроде бы не фатальные

Впрочем, важнее даже не сами цифры. Челябинцев, в конце концов, интересует не количество выбросов, а осязаемый эффект. Мы продолжаем получать жалобы на смог и едкий дым, а значит, остается вопрос: если вдруг всё пойдет по плану, улучшится ли ситуация радикально? Увы, нет.

В документе, опубликованном правительством, есть подробная раскладка, какие мероприятия должны провести те или иные заводы до 2024–2025 годов, а также предполагаемый эффект. И вот что бросается в глаза: по состоянию на текущую дату из целевых 45% снижения выбросов мы достигли уровня в 40%. То есть на оставшиеся два года приходятся еще 5 процентных пунктов, и основной эффект программы «Чистый воздух» уже якобы достигнут в 2018–2021 годах. Причем из этих 40% львиная доля — это «мероприятия по снижению выбросов от объектов коммунальной инфраструктуры», основное из которых — рекультивация городской свалки. Что касается промышленных загрязнителей, то главный из них, «Мечел» в сумме с «Коксохимом», даст порядка 9 процентных пунктов, из которых 6 достигнуто в предыдущие годы. Проще говоря, при всей грандиозности анонсированного Викторией Абрамченко плана, он не предполагает революционных изменений в 2022–2024 годах — скорее, это типичный пример чиновнической подачи фактов, когда на бумаге всё выглядит эпично, а в реальности несколько скромнее.

«Мечел-Кокс» — один из главных источников вредных выбросов на ЧМК. Работы по приведению батарей в нормативное состояние уже начались и должны завершиться до 2024 года

Впрочем, маховик экологического проекта, с большим скрипом разогнавшийся к концу 2021 года, пока еще вращается, пусть даже в силу набранной инерции. Насколько ее хватит, вопрос открытый, но по состоянию на май 2022 года промышленники подтверждали готовность следовать первоначальным планам, хотя правительство их к этому вроде бы не принуждало. Кроме того, план 2022 года уделяет особое внимание выбросам опасных веществ, которые должны сократиться на четверть, а это тоже важно.

Очередной раунд контактов по экологической теме между промышленниками и властями разных уровней состоится до конца года.

По вашим оценкам, улучшилось ли качество челябинского воздуха с 2017 года?

Да
Нет

При этом челябинцы регулярно ощущают запах гари или смога, а датчики периодически фиксируют превышение допустимого уровня вредных веществ.

Раньше мы разъясняли, почему система экологического мониторинга часто показывает норму, хотя челябинцы жалуются на выбросы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем