В Челябинске предпринимателя Егора Хребтова многие знают как владельца стоматологии «Белый кит», еще у него есть IT-компания и с недавнего времени две арт-оранжереи с немного странным названием «Люба Петя». Пока он считает себя альтруистом и точно не загадывает, когда его вложения в искусство в суровом городе окупятся. Но рано или поздно это точно произойдет — места на некоторые мероприятия уже сейчас раскупают в день анонса, работы художников продаются, а концепт пространства заинтересует даже тех, кто никогда не был в музее. Подробности — в материале 74.RU.
Гуру солонок
История с искусством у Егора Хребтова началась пару лет назад, с выставки его личной коллекции солонок в музее на площади Революции. А в ней, на минуточку, дореволюционные экспонаты авторства Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, братьев Грачевых и других мастеров. Сейчас у него одна из самых больших в России коллекций. Егор шутит, что стал «гуру солонок» — он изучил историю этого вроде бы привычного для всех предмета и открыл для себя много нового.
Вообще любовь к интересным вещам у Егора с детства — будучи школьником, например, он собирал монеты.
— Я вырос на улице Тимирязева, и у нас во дворе все ребята что-то коллекционировали. Я коллекционировал монеты. Друг Толя коллекционировал марки. Значки коллекционировали, календарики. Это такой факт про советский период, про увлечения мальчишек. И это не связано как-то с дефицитом, — объяснил он. — И я потом как-то случайно начал коллекционировать солонки серебряные, дореволюционные. Как это началось? У моего знакомого антикварный салон. Я как-то к нему зашел и увидел необычную маленькую, как я думал тогда, пиалочку. Оказывается, это солонка. Посмотрел поближе. Было это, может, лет 15 назад. Я взял ее в руку и ощутил вот эту прелесть. Прямо как в фильме «Властелин колец». Стоила она тогда, может, три тысячи рублей. Я купил.
Кроме коллекционирования у Егора есть еще масса увлечений. Одно из них — реставрация. Он восстанавливает старинные предметы — например, оконные резные наличники, рамы старинных зеркал, шкафчики, столы и стулья. Со временем интересных предметов скопилось приличное количество.
— И я начал искать место, где разместить свою экспозицию. Сначала хотел сделать Музей русской солонки, думал арендовать какой-нибудь особняк в центре и открыть там частный музей, — вспоминает коллекционер. — Но потом от этой идеи пришлось отказаться, так как не было подходящего здания. И тут мне говорят, что на Svoboda 2 есть классный лофт. Я приехал посмотреть и сразу влюбился в это пространство.
Лавка чудес
От стандартной выставочной концепции предприниматель отказался — в Челябинске есть несколько галерей, но они существуют для ограниченного круга ценителей. Второй момент — едва ли сегодня у нас можно превратить такой проект в успешный бизнес. Егору же хотелось создать пространство, в котором каждый найдет что-то интересное для себя.
— Первое — там должно быть много растений, как в оранжерее. Второе — это должна быть выставочная площадка. Третье — кофейня-буфет и лекторий. Это пространство должно быть наполнено старинными, винтажными предметами вроде солонок. Магическими, с большим историческим контекстом. Чтобы ты зашел туда, как в лавку чудес, и оттуда не хотелось бы уходить в принципе.
Почему проект назвали «Люба Петя»? Егор Хребтов объяснил, что это исконно русские красивые имена, а еще такое сочетание «про единство и борьбу противоположностей», про мужчину и женщину и про любовь.
От задумки до открытия «Любы Пети» прошло полгода. Кстати, помимо реставрации, Егор любит ухаживать за растениями. И в первое время на Svoboda 2 он сам занимался «зеленым интерьером» — поливал, пересаживал, привозил новые. Постепенно у пространства появились свои постоянные посетители, которые приходили на события, мастер-классы, кинопоказы и другие мероприятия.
К открытию второй арт-оранжереи Егора Хребтова подтолкнул его приятель Геннадий Верясов. Он несколько лет вынашивал идею создать галерею с картинами, которые накопились в его коллекции. Но Егор отговорил его от моноформата. Так появилось еще одно пространство, уже на Лесопарковой. Оно в разы больше, чем первый проект.
— Хочется привлечь сюда молодых. Я же еще совсем недавно тоже был молодым, — смеется создатель «Люба Пети». — Везде тусил, много где побывал. Поэтому считаю, что потенциал нашей культуры и даже наших народных промыслов огромен с точки зрения создания арт-продукта. В Италии, например, вторая или третья статья дохода в экономике — это всё, что касается дизайна. Это и бренды, мебель и так далее.
Создание продукта из креативной идеи (почти как в Италии)
Егор уже присматривается к нашим местным народным промыслам и производствам. Например, суперхиты прошлого — каслинское литье или златоустовскую гравюру — можно вывести на новый уровень востребованности, считает он.
— Ту же гравюру можно и нужно наполнять каким-то новым современным смыслом. Мы берем традиционную технологию и говорим художникам: «Ребят, есть тема — Урал магический. Нравится она мне. Давайте вы нарисуете эскизы, мы отберем часть, и вы в своей технологии златоустовской гравюры это реализуете». Этот проект у нас в процессе, мы уже были на производстве. Думаю, это будут какие-то утилитарные вещи: подсвечники, светильники, пепельницы. То есть не 2D-гравюры, а то, что ты сможешь использовать каждый день.
Еще вариант — использовать стилистику златоустовской гравюры или другого уральского промысла для создания объектов, вещей с принтами в стиле гравюры и так далее. Главное, чтобы эти вещи были утилитарными, чтобы их хотелось использовать каждый день. Такую же коллаборацию предприниматель хочет сделать и с заводом художественного литья в Каслях.
— Мы только сейчас выходим на безубыточность. Мы стартанули [на Лесопарковой] летом, летом было не очень хорошо в плане трафика (погода, все уезжают из города), сейчас уже лучше. Много событий, выставки, корпоративные мероприятия, тему иммерсивного театра мы начали развивать, провели спектакль «Великий Гэтсби», у нас здесь было 150 человек, аншлаг. Удалось попасть в ожидание рынка. Это не просто какая-то вечеринка или просто спектакль, а когда всё действо происходит внутри.
В обоих арт-пространствах в год проходит порядка 20 выставок. В основном участвуют местные начинающие художники. Недавно прошла выставка нашего известного скульптора Андрея Старцева, а сейчас выставляется уникальная художница Елена Щетинкина. У нее сложнейшие изделия из фарфора. Авторов отбирает худсовет, в которой выходят искусствоведы, владельцы «Любы Пети» и их друзья. На Svoboda 2 можно увидеть современное искусство, а на Лесопарковой — понятное широкой аудитории.
— Мы создаем бизнес в сфере арт-индустрии, поэтому я хочу, чтобы мы научились зарабатывать на раскрутке молодых местных художников или на создании новых продуктов, как это мы делаем с народным промыслом. Но это среднесрочная перспектива трех-пяти лет, а до этого нам нужно наработать имя и научится зарабатывать на простых вещах — организации мероприятий, кофе-чай, сейчас мы открыли полноценную кухню тоже с этой целью.
Многое в концепции «Любы Пети» новое для Челябинска. Например, философия «третьего места» (ниже объясним, что это такое) или микс искусства, истории и культуры. Отчасти это пространство напоминает музей, но без жестких правил и ограничений.
Концепция «третьих мест» была предложена американским социологом Рэем Олденбергом в 1989 году. Согласно этой концепции, «третье место» — это не дом или работа, а пространство, где люди могут проводить свободное время и общаться в неформальной обстановке. Такие пространства не только позволяют расслабиться и насладиться компанией друзей или коллег, но и способствуют формированию социальных связей и новых отношений.