В Центральном районном суде Челябинска в понедельник, 26 декабря, начался процесс по уголовному делу главы регионального отделения Пенсионного фонда России Виктора Чернобровина и его бывшего подчиненного Рудольфа Зайцева. Речь идет о взятках на общую сумму в 30 миллионов рублей (и одном катере), а также злоупотреблении полномочиями, из-за которых бюджет потерял десятки миллионов. Подробности — в репортаже 74.RU.
Что известно о подсудимых
63-летний Виктор Чернобровин родом из Медногорска Оренбургской области. Женат, живет в доме на Комсомольском проспекте. Отделение Пенсионного фонда в Челябинской области возглавил в 2006 году, и управляющим числится до сих пор, хотя с лета прошлого года находится под следствием.
58-летний Рудольф Зайцев родом из города Пионерский Калининградской области. Разведен, прописан в городке ЧВВАКУШа, но фактически живет в «Академе». В региональном отделении Пенсионного фонда занимал должность начальника административно-хозяйственного отдела, в данный момент безработный.
Миллионные взятки
Виктора Чернобровина обвиняют в получении трех взяток от руководителей охранных предприятий, Рудольфа Зайцева — в одной взятке в особо крупном размере.
Согласно материалам уголовного дела, летом 2016 года Чернобровин получил от руководителя ЧОП «Виконт-II» Николая Овсянникова и ЧОО «Аквилон» Михаила Васильева катер Yamaha стоимостью не меньше 600 тысяч рублей. Передача происходила в Кунашакском районе на озере Тишки, где у главы областного ПФР есть недвижимость.
Только катером всё не ограничивалось, взятки были и денежными. Как полагает следствие, в 2018–2019 годах Чернобровин получил от Николая Овсянникова 3,4 миллиона рублей. Деньги перечислялись частями, ежемесячно.
Частное охранное предприятие «Виконт-II» существовало с 2007 года, в данный момент исключено из ЕГРЮЛ. Учредителем и директором являлся Николай Витальевич Овсянников. Компания активно участвовала в аукционах ПФР, в частности, охраняла здания в Челябинске, Миассе, Златоусте, в Саткинском, Троицком, Чебаркульском районах и других территориях. Последние данные финансовой отчетности, имеющиеся в «Контур.Фокусе», семилетней давности. Так, на конец 2015 года выручка ЧОПа составляла 34,8 миллиона рублей, чистая прибыль — 825 тысяч.
В августе 2019 года Овсянников скончался, и эстафету, согласно обвинительному заключению, подхватил директор ЧОО «Аквилон» Михаил Васильев: за почти два года, вплоть до июля 2021-го, он перечислил Чернобровину и двум его подчиненным — Рудольфу Зайцеву и Александру Орехову (уже осужден) — 27 миллионов 950 тысяч рублей.
Частная охранная организация «Аквилон» работает с 2010 года. Дела у нее идут неплохо. Выручка на конец 2021 года составляет 57 миллионов рублей, чистая прибыль — 29,7 миллиона. В 2013 году ЧОО охраняла подразделения Пенсионного фонда России в Курчатовском, Советском, Металлургическом районах Челябинска. Затем на несколько лет из системы госзакупок компания ушла. С 2017 по 2020 год фирма вновь занималась охраной подведомственных ПФР зданий, а в 2021-м аналогичная закупка была признана несостоявшейся. Директором и единственным владельцем, по данным «Контур.Фокус», сейчас является Михаил Михайлович Васильев. Он же ранее работал директором в охранной организации «Кречет».
— Чернобровиным получены в качестве взятки от Васильева денежные средства в сумме 18 миллионов 100 тысяч рублей, — сказал в суде гособвинитель Олег Солдатов. — Ореховым получено в качестве взятки от Васильева 2 миллиона 700 тысяч рублей, Зайцевым — 7 миллионов 150 тысяч рублей.
По версии следствия, взамен руководители охранных компаний могли рассчитывать на госконтракты по охране зданий ПФР в Челябинске и области, хотя у них в штате могло даже не быть необходимого количества аттестованных сотрудников. Им также без необходимых проверок подписывали акты о работе и гарантировали продолжение сотрудничества, несмотря на несоответствие требованиям.
Покупка зданий по завышенной цене
Чернобровину также вменяют два эпизода злоупотребления полномочиями. В обоих случаях речь идет о покупке по завышенным ценам зданий для подразделений ПФР. Одно из них приобрели в Челябинске на улице Советской для сотрудников Тракторозаводского района, другое — в Октябрьском районе для местного отдела.
Согласно материалам СК, своим подчиненным Чернобровин давал задание найти подходящие помещения, после чего местные предприниматели выходили к региональному отделению ПФР с предложением купить недвижимость у них. Управляющий лично согласовывал интересующую сделку. Только после этого сотрудники Пенсионного фонда размещали информацию об аукционе в общий доступ, причем требования были приближены к характеристикам согласованного объекта. Победа и государственный контракт в итоге доставались нужным людям.
Завышение стоимости зданий было многомиллионным. Так, за здание на улице Советской заплатили 179 миллионов 100 тысяч рублей. Ущерб следствие оценило в 69 миллионов 748 тысяч рублей. За здание и участок земли в Октябрьском районе заплатили 15 миллионов рублей. Ущерб составил 11 миллионов 223 тысячи рублей. По мнению СК, Чернобровин не мог не знать о значительном превышении рыночной цены объектов.
Что говорят подсудимые
Ни Рудольф Зайцев, ни Виктор Чернобровин вину не признают.
Рудольфу Зайцеву за взятку в особо крупном размере (часть 6 статьи 290 Уголовного кодекса РФ) грозит до 15 лет лишения свободы. Виктору Чернобровину помимо аналогичного обвинения вменяют взятку в крупном размере (пункт «в» части 5 статьи 290), за что предусмотрено до 12 лет лишения свободы, а также злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК, грозит до 10 лет лишения свободы).
— Я этих преступлений не совершал, — заявил судье управляющий отделением ПФР в Челябинской области.
Подробно разъяснять эту позицию Виктор Чернобровин и его адвокаты пока отказались. А вот защита Рудольфа Зайцева комментарии дала.
— Вину мы не признаем, — подчеркнул адвокат Иван Малеев. — Наша позиция следующая: всё обвинение построено исключительно на показаниях Зайцева, при даче которых он заведомо знал, что они будут признаны незаконными. Других подтверждений вины Зайцева материалы уголовного дела не содержат. В связи с чем мы будем настаивать на невиновности и добиваться оправдательного приговора.
Взятки в ПФР
Глава отделения ПФР в Челябинской области стал фигурантом уголовного дела о получении взяток на общую сумму более 26 миллионов рублей летом прошлого года — как следует из материалов СК, это были откаты от ЧОО «Аквилон» за госконтракты на охрану всех подразделений фонда. Виктор Чернобровин два месяца находился под стражей, а 20 сентября 2021 года Тракторозаводский райсуд отпустил его под домашний арест.
В октябре 2021 года возбудили второе уголовное дело. В феврале 2022-го стало известно о третьем уголовном деле. В мае расследование вышло на финальную стадию. Виктору Чернобровину, его заместителю и начальнику структурного отдела в соответствии со степенью участия предъявили обвинение по пункту «в» части 5, части 6 статьи 290 УК РФ (получение взяток в крупном и особо крупном размере), части 3 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Уголовное дело в отношении заместителя руководителя ОПФР Александра Орехова выделено в отдельное производство после заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. Центральный районный суд в октябре приговорил его к четырем годам колонии строгого режима и штрафу в 2,7 миллиона рублей.