В Челябинск зашел крупный игрок на рынке доставки продуктов, готовой еды и товаров для дома — «Яндекс. Лавка». Сервис запустили в четверг, 31 октября. Жители города могут заказать более 3,5 тысячи позиций и 90 готовых блюд, сообщили в пресс-службе компании. Доставку обещают ультрабыструю — от 15 минут. Мы побывали на мини-складе, посмотрели, что кроется за его дверями и какой путь проходит заказ. А также спросили экспертов, почему продукты и еда стремительно уходят в интернет и как приход нового игрока повлияет на рынок онлайн-доставки.
Доставка с изнанки
Челябинск стал 12-м городом, в котором заработал федеральный сервис. Курьеры доставляют заказы из пяти дарксторов — небольших складов, расположенных в Курчатовском, Калининском и Советском районах. В пресс-службе «Яндекс. Лавки» рассказали, что доставка доступна для 90% жителей города. До конца года обещают открыть еще два даркстора, а всего их будет 12.
Мы заглянули в даркстор на проспекте Победы. Он находится в здании торгового центра, рядом с обувной фабрикой «Юничел». В принципе, даркстор похож на обычный супермаркет. Стеллажи от пола до потолка, продукты, напитки, товары первой необходимости. Разница в том, что здесь нет ценников.
Зато на каждом стеллаже указаны буквы и цифры. Они обозначают ряды и полки, по ним и ориентируется сборщики. Перед тем как положить товар в корзину, сборщик сканирует его штрихкод. Если случайно взял что-то не то, устройство не даст добавить его в корзину.
В среднем площадь склада для сервиса доставки варьируется от 270 до 330 квадратных метров. Есть несколько температурных зон хранения. Морозильные и холодильные камеры представляют собой отдельные комнаты. В них также стоят стеллажи, а полки маркируются цифрами.
Полки с самыми объемными или тяжелыми товарами, а также продуктами, требующими хранения в холодильниках, расположены в начале склада. Это сделано для того, чтобы сборщик забирал их в последний момент, а не таскал с собой по всему помещению.
— Логистика выстроена так, чтобы как можно быстрее собрать заказ. В среднем на это уходит четыре-пять минут, — сообщили в «Яндекс. Лавке».
Кстати, это еще одно отличие от обычного супермаркета. Сразу вспоминаются различные ухищрения маркетологов, нацеленные на то, чтобы покупатель подольше покружил по магазину. Глядишь, по пути еще что-нибудь прихватит.
Товары от поставщиков сначала попадают в распределительный центр в Екатеринбурге. Там их проверяют и распределяют по конкретным точкам. Перед запуском сервиса в Челябинске площадь распредцентра удвоили и наняли новых сотрудников, отметили в «Яндекс. Лавке». Что касается местных производителей, то их продукция приезжает сразу на точки.
— Обычно доля локального ассортимента в регионах — 20%. Некоторые производители впервые вышли в онлайн-ретейл. Для предприятий это не только новый и стабильный канал сбыта. Мы проводим аудит производства потенциального поставщика, помогаем улучшить продукт для онлайн-продажи: например, доработать рецепт или изменить упаковку, — рассказал операционный директор «Яндекс. Лавки» Антон Тарабрин. — Более 600 товаров производится под собственным брендом «Из лавки».
Курьеров нового сервиса можно отличить по униформе в голубых тонах. Ездить они будут на электровелосипедах, оснащенных батареей и IoT-модулем (в переводе «интернет вещей»). Двухколесный транспорт разработан специалистами «Яндекса». Умный велосипед контролирует движение курьера с учетом ПДД и не дает превышать скорость. Правда, основную часть электробайков в Челябинск еще не привезли. Ожидается, что их доставят в ноябре.
ООО «Яндекс. Лавка» зарегистрировано в 2018 году в Москве. Основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения. Сервис онлайн-доставки запущен в 2019 году, действует в 12 городах России. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителями компании являются ООО «Яндекс.Доставка Холдинг» — 99,9% и «Технояк» — 0,1%. Головная организация — международная компания ПАО «Яндекс», зарегистрированная в Калининграде. Основным владельцем является закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Консорциум. Первый». За 2023 год выручка «Яндекс.Лавки» выросла на 69% — до 67,4 миллиарда рублей, убыток составил 2,2 миллиарда рублей.
Раньше сервис сначала открывал дарксторы, а потом уже решал, в каком из них добавить производство горячей еды. В Челябинске в каждом мини-складе сразу запустили специальные кухни, где готовят бургеры, хот-доги, пиццу и кофе. Как думаете, будет спрос?
В одном дарксторе в среднем будет работать пять сборщиков, впрочем, число сотрудников может меняться в зависимости от объема заказов. Всего же с приходом нового сервиса в Челябинске появилось 200 рабочих мест — курьеры, кладовщики, повара и другие сотрудники. С открытием новых дарксторов — в марте-апреле 2025 года — появится еще 1400–1500 вакансий, пообещали представители «Яндекс. Лавки».
«Проигравшими останутся кафе и рестораны»
Мы попросили участников рынка оценить, как приход нового игрока скажется на развитии рынка экспресс-доставки и каким образом всё это повлияет на рынок труда. Но представители крупных сервисов «Самокат» и «ВкусВилл», работающих в Челябинске, отказались от комментариев.
Сервисы экспресс-доставки в России стремительно развиваются, особенно в последние три года. Экономисты даже называют их самыми передовыми в мире.
— Бизнес-модель и технологическая платформа сервиса легко и эффективно реализуются в любом крупном городе, тем более в таком мегаполисе, как Челябинск. Конкуренция за клиентов на Южном Урале будет расти, от этого значительно выиграют потребители, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.
По его словам, рынок доставки в России насытился и перешел к консолидации.
— Крупные компании скупают по завышенным ценам небольших участников рынка и предлагают заказчикам улучшенные условия сервиса. Вполне очевидно, что проигравшими останутся кафе и рестораны, по крайней мере, пока мы не пройдем пик инфляции, — добавил Андрей Лобода.
«В регионе приоритет цены, а не известности бренда»
Продукты питания впервые вышли на первое место по обороту покупок в интернете, заметили в Ассоциации компаний интернет-торговли, проанализировав итоги первого полугодия. Ранее лидерами интернет-продаж всегда были электроника и бытовая техника.
По словам экспертов, «Яндекс. Лавка» — один из наиболее опытных сервисов в сфере доставки.
— Но далеко не самый популярный в нише. У него много всяких акций и промокодов, которые почти ни на что не действуют. Вернее, действуют при отмене скидки, а со скидками там большинство товаров, — указал управляющий партнер «+7 Продакшнз» (продвижение брендов) Александр Кривошеев.
Приход нового игрока позитивно повлияет на развитие рынка, добавил эксперт.
— Новый конкурент, тем более узнаваемый, — объяснил Александр Кривошеев. При этом он выразил сомнения насчет эффективной конкуренции с другими доставками.
— В регионе приоритет цены, а не известности бренда. А лучшие цены вполне могут дать другие игроки, — отметил управляющий партнер «+7 Продакшнз».
По данным «Infoline-Аналитики», онлайн-продажи продуктов питания и напитков в этом году продолжили рост. Его драйвером стал как раз сегмент экспресс-доставки. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует, что до конца года сегмент онлайн-продаж продуктов питания и напитков вырастет до 1,45 триллиона рублей.
А вы пользуетесь сервисами доставки продуктов?
Как сервисы доставки еды и продуктов захватывали Челябинск
Экспансия крупных федеральных агрегаторов в Челябинске началась шесть лет назад. В августе 2018 года в Челябинске заработал сервис заказа готовых блюд из кафе и ресторанов «Яндекс. Еда».
Почти через год, в июне, в Челябинске запустил курьерскую доставку Delivery Club — еще один сервис заказа готовой еды.
В конце 2019-го в город зашел сервис доставки продуктов Instamart. Позже его переименовали в «Сбермаркет», а потом в «Купер».
В 2021 году в Челябинске заработал сервис доставки продуктов «Самокат».
С 2020 года в Челябинске активно открываются точки выдачи онлайн-заказов. Мы разбирались, что спровоцировало бурное развитие маркетплейсов.