Бизнес подробности Присядем на «Лавку»? «Яндекс» запустил в Челябинске сервис доставки продуктов

Присядем на «Лавку»? «Яндекс» запустил в Челябинске сервис доставки продуктов

Как устроены мини-склады, где собирают онлайн-заказы, и на чем будут ездить курьеры

Сервис доставки продуктов от «Яндекса» добрался до Челябинска

В Челябинск зашел крупный игрок на рынке доставки продуктов, готовой еды и товаров для дома — «Яндекс. Лавка». Сервис запустили в четверг, 31 октября. Жители города могут заказать более 3,5 тысячи позиций и 90 готовых блюд, сообщили в пресс-службе компании. Доставку обещают ультрабыструю — от 15 минут. Мы побывали на мини-складе, посмотрели, что кроется за его дверями и какой путь проходит заказ. А также спросили экспертов, почему продукты и еда стремительно уходят в интернет и как приход нового игрока повлияет на рынок онлайн-доставки.

Доставка с изнанки

Челябинск стал 12-м городом, в котором заработал федеральный сервис. Курьеры доставляют заказы из пяти дарксторов — небольших складов, расположенных в Курчатовском, Калининском и Советском районах. В пресс-службе «Яндекс. Лавки» рассказали, что доставка доступна для 90% жителей города. До конца года обещают открыть еще два даркстора, а всего их будет 12.

Похоже на супермаркет, но без ценников

Мы заглянули в даркстор на проспекте Победы. Он находится в здании торгового центра, рядом с обувной фабрикой «Юничел». В принципе, даркстор похож на обычный супермаркет. Стеллажи от пола до потолка, продукты, напитки, товары первой необходимости. Разница в том, что здесь нет ценников.

Зато на каждом стеллаже указаны буквы и цифры. Они обозначают ряды и полки, по ним и ориентируется сборщики. Перед тем как положить товар в корзину, сборщик сканирует его штрихкод. Если случайно взял что-то не то, устройство не даст добавить его в корзину.

Схватил не тот товар? Сканер грозно запищит

В среднем площадь склада для сервиса доставки варьируется от 270 до 330 квадратных метров. Есть несколько температурных зон хранения. Морозильные и холодильные камеры представляют собой отдельные комнаты. В них также стоят стеллажи, а полки маркируются цифрами.

В промышленный холодильник можно зайти с корзиной или тележкой

Полки с самыми объемными или тяжелыми товарами, а также продуктами, требующими хранения в холодильниках, расположены в начале склада. Это сделано для того, чтобы сборщик забирал их в последний момент, а не таскал с собой по всему помещению.

— Логистика выстроена так, чтобы как можно быстрее собрать заказ. В среднем на это уходит четыре-пять минут, — сообщили в «Яндекс. Лавке».

Кстати, это еще одно отличие от обычного супермаркета. Сразу вспоминаются различные ухищрения маркетологов, нацеленные на то, чтобы покупатель подольше покружил по магазину. Глядишь, по пути еще что-нибудь прихватит.

Товары от поставщиков сначала попадают в распределительный центр в Екатеринбурге. Там их проверяют и распределяют по конкретным точкам. Перед запуском сервиса в Челябинске площадь распредцентра удвоили и наняли новых сотрудников, отметили в «Яндекс. Лавке». Что касается местных производителей, то их продукция приезжает сразу на точки.

Овощи и фрукты — как правило, самые проблемные категории товаров для ретейлеров

— Обычно доля локального ассортимента в регионах — 20%. Некоторые производители впервые вышли в онлайн-ретейл. Для предприятий это не только новый и стабильный канал сбыта. Мы проводим аудит производства потенциального поставщика, помогаем улучшить продукт для онлайн-продажи: например, доработать рецепт или изменить упаковку, — рассказал операционный директор «Яндекс. Лавки» Антон Тарабрин. — Более 600 товаров производится под собственным брендом «Из лавки».

Страшновато оставлять электробайк у подъезда. Впрочем, представители сервиса предупредили: без курьера техника не сдвинется с места

Курьеров нового сервиса можно отличить по униформе в голубых тонах. Ездить они будут на электровелосипедах, оснащенных батареей и IoT-модулем (в переводе «интернет вещей»). Двухколесный транспорт разработан специалистами «Яндекса». Умный велосипед контролирует движение курьера с учетом ПДД и не дает превышать скорость. Правда, основную часть электробайков в Челябинск еще не привезли. Ожидается, что их доставят в ноябре.

Один курьер может захватить четыре заказа — в сумке есть перегородки

ООО «Яндекс. Лавка» зарегистрировано в 2018 году в Москве. Основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения. Сервис онлайн-доставки запущен в 2019 году, действует в 12 городах России. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителями компании являются ООО «Яндекс.Доставка Холдинг» — 99,9% и «Технояк» — 0,1%. Головная организация — международная компания ПАО «Яндекс», зарегистрированная в Калининграде. Основным владельцем является закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Консорциум. Первый». За 2023 год выручка «Яндекс.Лавки» выросла на 69% — до 67,4 миллиарда рублей, убыток составил 2,2 миллиарда рублей.

Раньше сервис сначала открывал дарксторы, а потом уже решал, в каком из них добавить производство горячей еды. В Челябинске в каждом мини-складе сразу запустили специальные кухни, где готовят бургеры, хот-доги, пиццу и кофе. Как думаете, будет спрос?

Бургеров и пиццы полно на каждом углу, но готовая еда пользуется повышенным спросом у горожан

В одном дарксторе в среднем будет работать пять сборщиков, впрочем, число сотрудников может меняться в зависимости от объема заказов. Всего же с приходом нового сервиса в Челябинске появилось 200 рабочих мест — курьеры, кладовщики, повара и другие сотрудники. С открытием новых дарксторов — в марте-апреле 2025 года — появится еще 1400–1500 вакансий, пообещали представители «Яндекс. Лавки».

«Проигравшими останутся кафе и рестораны»

Мы попросили участников рынка оценить, как приход нового игрока скажется на развитии рынка экспресс-доставки и каким образом всё это повлияет на рынок труда. Но представители крупных сервисов «Самокат» и «ВкусВилл», работающих в Челябинске, отказались от комментариев.

Сервисы экспресс-доставки в России стремительно развиваются, особенно в последние три года. Экономисты даже называют их самыми передовыми в мире.

— Бизнес-модель и технологическая платформа сервиса легко и эффективно реализуются в любом крупном городе, тем более в таком мегаполисе, как Челябинск. Конкуренция за клиентов на Южном Урале будет расти, от этого значительно выиграют потребители, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.

Часть точек будет работать на самовывоз

По его словам, рынок доставки в России насытился и перешел к консолидации.

— Крупные компании скупают по завышенным ценам небольших участников рынка и предлагают заказчикам улучшенные условия сервиса. Вполне очевидно, что проигравшими останутся кафе и рестораны, по крайней мере, пока мы не пройдем пик инфляции, — добавил Андрей Лобода.

«В регионе приоритет цены, а не известности бренда»

Продукты питания впервые вышли на первое место по обороту покупок в интернете, заметили в Ассоциации компаний интернет-торговли, проанализировав итоги первого полугодия. Ранее лидерами интернет-продаж всегда были электроника и бытовая техника.

По словам экспертов, «Яндекс. Лавка» — один из наиболее опытных сервисов в сфере доставки.

— Но далеко не самый популярный в нише. У него много всяких акций и промокодов, которые почти ни на что не действуют. Вернее, действуют при отмене скидки, а со скидками там большинство товаров, — указал управляющий партнер «+7 Продакшнз» (продвижение брендов) Александр Кривошеев.

Приход нового игрока позитивно повлияет на развитие рынка, добавил эксперт.

— Новый конкурент, тем более узнаваемый, — объяснил Александр Кривошеев. При этом он выразил сомнения насчет эффективной конкуренции с другими доставками.

— В регионе приоритет цены, а не известности бренда. А лучшие цены вполне могут дать другие игроки, — отметил управляющий партнер «+7 Продакшнз».

По данным «Infoline-Аналитики», онлайн-продажи продуктов питания и напитков в этом году продолжили рост. Его драйвером стал как раз сегмент экспресс-доставки. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует, что до конца года сегмент онлайн-продаж продуктов питания и напитков вырастет до 1,45 триллиона рублей.

А вы пользуетесь сервисами доставки продуктов?

Да, только там и заказываю
Нет, хожу в обычный магазин
Собираюсь попробовать

Как сервисы доставки еды и продуктов захватывали Челябинск

Экспансия крупных федеральных агрегаторов в Челябинске началась шесть лет назад. В августе 2018 года в Челябинске заработал сервис заказа готовых блюд из кафе и ресторанов «Яндекс. Еда».

Почти через год, в июне, в Челябинске запустил курьерскую доставку Delivery Club — еще один сервис заказа готовой еды.

В конце 2019-го в город зашел сервис доставки продуктов Instamart. Позже его переименовали в «Сбермаркет», а потом в «Купер».

В 2021 году в Челябинске заработал сервис доставки продуктов «Самокат».

С 2020 года в Челябинске активно открываются точки выдачи онлайн-заказов. Мы разбирались, что спровоцировало бурное развитие маркетплейсов.

Знаете об открытии магазинов и новых сервисов в Челябинске? Пишите нам.

Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Мнение
«Суть нашей власти и чиновничества: умру, но не пойду на поводу». Помощник омбудсмена — о том, как добивались реконструкции остановок под колясочников
Анонимное мнение
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Рекомендуем
Объявления