В Челябинской области набирает обороты процесс изъятия знаковых предприятий и компаний в пользу государства. После громких историй с ЧЭМК и «Ариантом» прокуроры пришли за активами макаронного короля, экс-губернатора Михаила Юревича. Изучаем, как начинал и строил бизнес один из самых известных челябинских предпринимателей и политиков, какие предприятия и компании принадлежат семье Юревича и сколько денег они приносят.
Миллион долларов на маргарине
Михаил Юревич 10 лет назад ушел в отставку с поста губернатора, а семь лет назад уехал из России. Но по-прежнему считается одним из самых известных челябинцев. Действительно, основные активы бизнес-империи Юревича расположены на Южном Урале, а всех губернаторов постоянно сравнивают пусть с неоднозначным, но ярким и харизматичным главой региона 2010–2014 годов. Неслучайно в соцсетях популярен мем «при Юревиче такого не было».
Предпринимательством Михаил занялся еще в студенческие годы, в 20-летнем возрасте. Выпускник 138-ой школы поступил учиться на инженера-строителя в Челябинский государственный технический университет (ранее ЧПИ, ныне ЮУрГУ. — Прим. ред.). В начале 90-х страна окунулась в рыночные отношения. Все вокруг стремились «делать бизнес» и начинали с мелкой торговли по принципу «купи-продай». Юревич тоже торговал — бытовой техникой, мебелью, автомобилями.
Потом организовал фирму «Темп», занимавшуюся оптовой торговлей продуктами — сахаром, чаем, кофе, растительным маслом и так далее. Во времена дефицита именно продукты были самым ходовым товаром, и молодой парень за пару лет сколотил, по его словам, приличное состояние.
— Пару раз везло просто невероятно. Накануне разразившегося в стране «маргаринового кризиса» мы заключили контракт о поставках почти на два миллиона долларов. Цены резко взлетают вверх, и с рентабельностью в 50 процентов (!) весь наш маргарин уходит влет, — вспоминал в интервью 74.RU Михаил Юревич. — Только на маргарине в 1994 году я за один месяц заработал миллион долларов.
Хлеб плюс макароны
В те же 90-е годы Юревич обратил внимание на хлебокомбинат № 1. Главным бухгалтером на этом предприятии работала тёща его друга, там они арендовали помещение для своей фирмы.
— Шла приватизация, руководители комбината искали, кому продаться, и директор Матюшевский сделал нам официальное предложение. Мы купили на аукционе пакет акций, потом выкупили акции у коллектива, сформировали контрольный пакет, который впоследствии еще увеличили. Комбинат тогда лежал буквально в руинах, его не реконструировали лет 30 или 40, — рассказывал позже Михаил Юревич о том, как приобрел «Первый хлебокомбинат».
В 24 года он стал директором «Хлебкомбината №1» в Челябинске.
Кстати, хлебозаводы в отличие от, например, металлургических комбинатов тогда не представляли особого интереса для бизнесменов. В пищёвке, как правило, было устаревшее оборудование, хлебозаводы практически лежали на боку, а система сбыта была разрушена.
АО «Первый хлебокомбинат» зарегистрировано в Челябинске в 1994 году. По данным на 2022 год, в штате было 1286 сотрудников. За 2023 год выручка составила 6,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 979 миллионов рублей, указано в базе «Контур.Фокус».
Затем пришла очередь макаронной фабрики, тогда она была безымянной. Это предприятие Юревич с компаньонами покупал на «вторичном рынке». В ходе приватизации сотрудники макаронной фабрики получали акции по закрытой подписке, к концу 1994 года у трудового коллектива был 51%. В 1995 году Юревич выкупил акции у трудового коллектива, через несколько лет приобрел оставшиеся 28% у владельца «Союзпищепрома» Александра Берестова.
В том же году Юревич скупил акции Сосновского комбината хлебопродуктов — предприятия по переработке зерна и производству муки. Так обретал контуры вертикально интегрированный агропромышленный холдинг, позднее получивший название «Макфа» (сокращение от словосочетания макаронная фабрика. — Прим. ред.).
С 2000 года в холдинг «Макфа» входит Свердловский хлебомакаронный комбинат — «СМАК». Это самый старый хлебопекарный завод в Свердловской области, он работает с 1927 года. В 2022 году «СМАК» построил новую площадку за городом, на Кольцовском тракте. Также продолжает действовать производство в самом Екатеринбурге. По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2022 году выручка предприятия составила 5,3 миллиарда рублей, чистая прибыль достигла 207,3 миллиона.
Юревич всегда подчеркивал, что приобретал предприятия по легальным схемам. И позже, даже несмотря на частые конфликты предпринимателя с региональными властями, вопрос о законности приватизации пищевки никогда не ставился. Более того, в 1997 году Михаил Юревич получил городскую премию «Человек года» — как лучший организатор промышленного производства.
Новый владелец «Макфы» сразу сделал ставку на модернизацию производства и выход на федеральный уровень. Бизнесмен взял два миллиона долларов в кредит в Европейском банке реконструкции и развития, на эти деньги обновили основные фонды. При этом Юревич понимал силу бренда и не жалел денег на продвижение и рекламу продукции своих предприятий. На это выделялось, по его словам, до 25% от прибыли. Уже в начале 2000-х годов «Макфу» рекламировали известные артисты Дмитрий Нагиев и Антон Табаков, только на телевизионные ролики тратилось по два-три миллиона долларов в год.
АО «Макфа» создано в Челябинске в 2001 году, в 2017 году перерегистрировано в Москве. Компания входит в пятерку крупнейших мировых производителей макаронных изделий, крупный производитель круп и зерновых хлопьев. По данным «Контур. Фокус», за 2022 год выручка составила 25,3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 2,5 миллиарда рублей.
Сейчас агропромышленный холдинг «Макфа» насчитывает более 20 предприятий, это основной актив семьи Михаила Юревича. Производственные мощности находятся в Челябинской, Свердловской, Курганской областях и Ставропольском крае.
За последние годы «Макфа» инвестировала 4,6 миллиарда рублей в очередную модернизацию производственных мощностей. Совсем недавно были анонсированы планы вложить еще 9 миллиардов рублей в модернизацию объектов в четырех регионах России. Речь идет о строительстве мельницы в Ставропольском крае, расширении элеватора на заводе по переработке круп в Алтайском крае, модернизации мельничного хозяйства на основной производственной площадке в поселке Рощино Челябинской области и вводе новых линий на хлебозаводе «Смак» в Свердловской области.
«Макфа» давно считается федеральным брендом. Во время пандемии она вошла в список системообразующих предприятий России, составленный Минэкономразвития. А на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ представляет Челябинскую область. В феврале этого года для гостей регионального стенда компания провела викторину и творческий конкурс на лучший дизайн для упаковки макарон. Компания ведет активную социальную политику и благотворительную деятельность. Последний пример — «Макфа» перечислила по миллиону рублей южноуральским семьям, у которых родственники погибли во время теракта в «Крокус сити холле».
Торговля по-западному
К известным активам семьи Юревича относятся сразу несколько крупных торгово-развлекательных комплексов в Челябинске. Все они построены с нуля по самым современным стандартам и задали планку в этой отрасли — нормой стали международные торговые сети, многозальные кинотеатры и фудкорты.
В 2011 году открылся первенец торговой империи Юревича — ТРК «Родник». При его возведении не обошлось без скандалов. Участок в 10 гектаров в Центральном районе «Макфа» купила на первом в Челябинске аукционе по продаже земли в 2005 году. До этого времени такие торги не проводили, мэрия распределяла участки земли и выделяла застройщикам. Ранее на землю около «Родничка» (за перекрестком многие годы был популярный родник, к которому приезжали за водой со всего города. — Прим. ред.) претендовали структуры «Макфы». Но работавший тогда мэром Челябинска Вячеслав Тарасов не дал бизнесмену разрешение на строительство ТРК в этом месте. Говорят, именно этот отказ подтолкнул импульсивного Юревича на решение пойти на выборы мэра в марте 2005 года.
В октябре 2005 года Михаил Юревич уже в статусе главы Челябинска подписал постановление о выставлении земли на продажу. Торги готовил городской комитет имущества, который тогда возглавлял Сергей Мануйлов (в 2018 году его как экс-директора стройфирмы «Гринфлайт» приговорили к 2,5 года колонии общего режима, он досрочно освободился, а позже был признан банкротом. — Прим. ред.). Победителем аукциона стала «Макфа», купившая землю за 28 миллионов рублей. Но противники нового мэра назвали заниженной начальную цену аукциона и, соответственно, стоимость продажи. Игроки строительного рынка сомневались в легитимности аукциона, правозащитники в судах требовали признать сделку недействительной. Суды длились еще лет пять, в итоге признали законность действий «Макфы».
ООО «Родник» (управляет тремя ТРК: «Родник», «Алмаз» и «Урал») образовано в 2005 году в Челябинске, с мая 2023 года зарегистрировано в Москве. До 2017 года владельцем компании была «Макфа», потом — ООО «Мелон» (тоже актив семьи Юревича). Сейчас «Родник» принадлежит кипрским компаниям «Закостал ЛТД» (90,71% — с 11 ноября 2021 года) и «Сула Гранти ЛТД» (9,29% — с 10 октября 2018 года). За 2023 год выручка — 1,8 миллиарда рублей, чистый убыток — 706 миллионов рублей.
В 2011 году заработал ТРК «Урал», появившийся в результате реконструкции кинотеатра «Урал». Работы вели федеральная сеть мультиплексов «Киномакс» и челябинская компания «Школьник» (входила в холдинг «Макфа»). После открытия ТРК компания «Проспект» (входит в холдинг Юревича) приобрела основной пакет акций «Киномакс-Урал» и «Киномакс-Победа». Позже права на «Киномакс-Урал» перешли к ООО «Универсальный магазин «Школьник» (аренда и управление недвижимостью), учредителями которого выступили кипрские компании «Лаплюс Инвест Лимитед» (90%) и «Сула Гранти ЛТД» (10%).
В конце 2015 года заработал крупнейший торговый комплекс города — «Алмаз». Эксперты оценивали инвестиции в «Родник» в миллиард рублей, а в «Алмаз» — до 10 миллиардов рублей.
В планах было строительство еще одного мощного ТРК на Северо-Западе Челябинска площадью 350 тысяч квадратных метров. Сначала проект назывался «Облако», потом — «Аллея». Однако после ухода Михаила Юревича с поста губернатора начались судебные тяжбы за территорию. В конце концов в 2016 году «Родник» отстоял землю под «Облако». В 2020 году стало известно, что с экс-главой региона провели переговоры, и он согласился передать часть земли под спортивные объекты.
Поход в политику и власть
Михаил Юревич был одним из молодых депутатов Госдумы. Впервые он получил мандат в 30 лет на выборах 1999 года. Главной избирательной технологией в то время стала стоимость хлеба. В канун выборов мало кому известный предприниматель объявил акцию «Заморозим цены на хлеб», и этот проект открыл ему дорогу в политику.
В 2000–2005 годах Юревич занимал пост зампредседателя комитета по энергетике, транспорту и связи, работал в комитете по законодательству.
В марте 2005 года победил на выборах мэра Челябинска, получив 45,19% голосов. В 2010 году Михаил Юревич стал губернатором и проработал до начала 2014 года. 15 января 2014 года президент Владимир Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий главы региона, приняв отставку с формулировкой «по собственному желанию».
В феврале того же года Юревичу передали вакантный мандат депутата Госдумы. Он входил во фракцию «Единая Россия», откуда вышел в 2016 году. Пытался баллотировался в Госдуму как одномандатник от Российской партии пенсионеров за справедливость. Однако ЦИК исключил его из списка кандидатов.
Дорога в офшоры
Экс-губернатор Челябинской области покинул Россию в начале 2017 года. В марте в отношении Михаила Юревича возбудили уголовное дело, в апреле бывшего главу региона объявили в международный розыск, обвинив в миллиардных откатах во время «дорожной революции» и миллионных взятках от экс-главы регионального Минздрава. До сих пор Михаил Юревич находится в международном розыске.
Тогда же, в 2017 году, сменился собственник АО «Макфа». Главный актив семьи Юревича давно принадлежал его родителям: 71,42% — отцу Валерию Юревичу, 19,29% — матери Наталье Юревич. Отец экс-губернатора Валерий Юревич передал свою долю акций — 71,42% — кипрской компании Rantip Invest Limited. Кипрские компании также стали владельцами фирм «Родник», «Отельстрой», «Проспект» и «Школьник».
Этот маневр представители «Макфы» объяснили оптимизацией структуры и принятием мер по защите собственности от возможных недружественных действий. Эксперты считали, что главные цели сделки с «Макфой» и другими предприятиями Юревича — уход от налогов и прессинга российских правоохранительных органов.
В иске Генпрокуратуры об изъятии активов семьи Юревича как раз значится 7 иностранных компаний: «Аркокети ЛТД», «Закостал ЛТД», «Корфиниа ЛТД», «Маркоул ЛТД», «Стоувари ЛТД», «Сула Гранти ЛТД» (все зарегистрированы на Кипре) и компания «Эм Джи Си Интернэшнл Б.В.» (Королевство Нидерландов).
Дети и внуки
В феврале этого года Юревич отметил 55-летний юбилей. У него трое детей: сын Александр и две дочери — Анастасия и Майя. Экс-губернатор был дважды официально женат. Два года назад Михаил Юревич стал дедом — дочка Анастасия родила внука.
Александр Юревич является одним из директоров компании Makfa Pasta Limited, зарегистрированной в Лондоне в 2019 году. Несколько лет назад его стали постепенно вводить в семейный бизнес. Так, в апреле 2021 года Валерий Юревич передал внуку 90-процентную долю в компании «Новая планета» (управляет коммерческой недвижимостью), еще 10% осталось у кипрской «Сула Гранти ЛТД». За 2023 год выручка «Новой планеты» составила 71 миллион рублей, чистая прибыль — 43 миллиона.
Также Александр Юревич владеет компаниями «Темп Интерсервис» (управляет коммерческой недвижимостью) с годовой выручкой 33 миллиона рублей и «Арктика-Сервис» — 70 миллионов рублей. Все эти компании тоже значатся ответчиками в иске Генпрокуратуры об обращении в доход РФ имущества ответчиков.
Какие компании Генпрокуратура требует изъять в пользу государства
АО «Макфа»;
АО «Новая пятилетка»;
АО «Долговское»;
АО «Первый хлебокомбинат»;
АО «СМАК»;
ООО «Арком»;
ООО «Арктика-Сервис»;
ООО «Информационная компания «Медиа-Центр»»;
ООО «Мишкинский комбинат хлебопродуктов»;
ООО «Новая планета»;
ООО «Отельстрой»;
ООО «Проспект»;
ООО «Просторы»;
ООО «Рамкон»;
ООО «Родник»;
ООО «Темп Автотех»;
ООО «Темп Интерсервис»;
ООО «Универсальный магазин «Школьник»;
ООО «Управляющая компания «Агромакфа»»;
ООО «Управляющая компания «М-Групп»»;
ООО «Управляющая компания «Медиа- Центр»»;
ООО «Управляющая компания «Содействие»;
ООО «Урал-Медиа»;
ООО «Экспресс-Карго»;
ООО «Эмитент Консалтинг»;
ОАО «Челябинскоблгаз»;
ЧАО «Каланчакский комбинат хлебопродуктов»;
«Аркокети ЛТД» (Кипр);
«Закостал ЛТД» (Кипр);
«Корфиниа ЛТД» (Кипр);
«Маркоул ЛТД» (Кипр);
«Стоувари ЛТД» (Кипр);
«Сула Гранти ЛТД» (Кипр);
«Эм Джи Си Интернэшнл Б.В.» (Королевство Нидерландов).
Также в списке Генпрокуратуры на изъятие имущества — 13 человек:
Юревич Александр;
Юревич Валерий;
Юревич Михаил;
Юревич Наталья;
Белоусов Вадим;
Белоусова Ирина;
Иванова Юлия;
Савранская Марина;
Фуфаров Владилен;
Петрашева Наталья;
Чигинцев Максим;
Чигинцев Николай;
Чигинцева Валерия.
Гражданская конфискация и сроки давности
Такие иски не новы, подобные требования уже предъявлялись Генеральной прокуратурой, указали юристы. И в качестве примеров напомнили дела об изъятии активов и взыскании денежных средств с бывшего депутата Госдумы Сергея Петрова и компаний группы «Рольф», экс-министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, бывшего главы Марий Эл Леонида Маркелова.
— Можно предположить, что требования Генеральной прокуратуры основаны на статье 235 ГК РФ, предусматривающей возможность обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (так называемая гражданская конфискация), — отметила старший юрист ProLegals Ольга Жукова.
Положения о гражданской конфискации уже давно активно используется Генпрокуратурой для изъятия различных активов. Обычно такие требования соединены с состоявшимся приговором по уголовному делу или текущим уголовным делом в отношении бенефициара изымаемых активов. В обоснование приводится, что действующее антикоррупционное законодательство не позволяло ответчику заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении хозяйствующими субъектами прямо либо косвенно, а все доходы или активы, приобретенные за этот период, подлежат изъятию в пользу государства.
— В таких делах ссылка на сроки исковой давности, как и в делах об изъятии активов в связи с нарушением приватизационного законодательства, судами отклоняется, — уточнила Ольга Жукова. — Если говорить упрощенно, то причина отклонения такого довода заключается в нетерпимости государства к коррупции и злоупотреблению должностными полномочиями. То есть какого-либо адекватного правового обоснования отклонение ссылки на исковую давность не получает.
По мнению юристов, такие иски также подрывают доверие бизнеса к государству.
Напомним, предварительное судебное заседание по делу об изъятии «Макфы» и других активов Михаила Юревича и членов его семьи назначено на 9 апреля в Центральном районном суде Челябинска.