Челябинцы заметили сухпайки бренда «Армия России» в магазинах «Светофор» и задались вопросом, допустима ли их продажа в гражданских магазинах. Разбираемся, как товары могли попасть на прилавки и законно ли использование армейского бренда.
«Сто процентов готовятся для армии»
— В магазине «Светофор» по адресу: Игуменка, 157 увидели на полках необычный товар — плов с курицей «Армии России». Это законная продажа? — поинтересовалась челябинка в местном паблике.
Горожане сразу начали строить версии, как «продукты для военных» могли попасть в обычный супермаркет:
— Что списывается со складов Минобороны и со складов военных частей идёт налево, — предположил Алексей.
— Такие наборы сто процентов готовятся для армии как сухпаек. Может, срок годности заканчивается и решили для гражданских скинуть? — размышляет Татьяна.
— Там срок [годности] — 3 года. Обычная практика у Госрезерва после одного года сбрасывать товар и пополнять свежим, — ответил Алекс. — Также излишки, которые не востребованы у Минобороны, тоже идут в продажу.
— Это просто маркетинговый ход и ничего более, — считает Диана.
Как «военная еда» попала в магазин
Оператор горячей линии «Армии России» не смогла объяснить, как товары их бренда попали в «Светофор».
— «Светофор» — это не наш магазин. У нас магазин — «Армия России». «Военторг», возможно, делает поставки в магазины, но в «Светофор» — не уверена, — отметила она.
Мы направили запрос в «Светофор» с просьбой прокомментировать, как на прилавки попала продукция под армейским брендом.
На сайте Armrus.ru указано, что бренд «Армия России» представляет АО «Военторг». В его официальном интернет-магазине можно найти не только сухпайки, но и одежду, обувь, аксессуары, сувениры и другие товары для повседневной жизни, активного отдыха, туризма и занятий спортом, а к сотрудничеству «Военторг» приглашает не только государственные, но и коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей и физлиц. Заказать любые товары можно на сайте, доставка товаров предусмотрена по всей России и за рубеж.
Брендом «Армия России» владеет АО «Военторг». По данным сервиса «Контур.Фокус», организация учреждена в 2009 году Министерством обороны РФ, с 2010 года акционером является АО «Гарнизон» (учредителем этого АО до 2019 года тоже было Минобороны РФ, сейчас учредитель скрыт). «Военторг» регулярно участвует в госзакупках, с ним заключено контрактов на 36,1 млрд рублей, в основном это услуги по организации питания и поставка одежды и обуви. Выручка по итогам 2021 года составляла 81,1 млрд рублей, чистая прибыль — 3 миллиона.
Корреспондент 74.RU побывал в магазине «Светофор» на улице Кирова. Там в продаже имеются два вида армейских сухпайков — плов со свининой и курица с овощами.
— Берите, вкусный плов, я сама пробовала, — посоветовала сотрудница магазина, раскладывающая рядом товары. — Правда вкусный.
— А почему армия?
— Ну, это вообще для армии, — расплывчато ответила она.
Никаких маркировок «не для продажи», которые обычно ставят на армейском пайке, нет. Упаковки продукции, указанной на официальном сайте «Армия России», и той, что продается в «Светофоре», отличаются — если на первых присутствует маркировка «Военторг», то на вторых, ее нет. Производителем продукции из челябинского магазина значится брянский ОАО «Консервсушпрод». По данным сервиса «Контур.Фокус», у этой компании не прослеживается связей с АО «Военторг». Правовые основания использования бренда «Армия России» нам выяснить не удалось.
В ассортименте «Консервсушпрода», действительно, указана линейка армейских сухпайков.
— ОАО «Консервсушпрод» — поставщик консервов для армии России, но сегодня продукция одного из старейших отечественных консервных заводов доступна широкому потребителю, — говорится на сайте предприятия.
Законность продажи сухпайков
Мы адресовали вопрос о законности продажи пайков с брендом «Армия России» на горячую линию центрального подразделения «Военторга».
— Если на этих пайках написано «не для продажи», то это незаконно. А если это подделка «Армии России», то это уже другой разговор. Вы можете отправить официальный запрос на имя генерального директора или сообщить в правоохранительные органы, чтобы они провели проверку, — ответила оператор. — Вы можете посмотреть перечень товаров на сайте «Армии России». Там продукты питания, которые для продажи. И можете сравнить их с теми, которые в вашем магазине «Светофор». Если будут отличия, то мы возвращаемся к началу разговора. Те товары, которые на сайте предоставлены, могут быть в свободной продаже, в том числе у ритейлеров.
Впрочем, эксперт по брендингу Андрей Брохман усомнился в том, что брянский завод самовольно решил использовать бренд «Армия России» на этикетках со своим товаром.
— АО «Военторг» — частная организация, и она может сдавать в аренду торговую марку, есть такая процедура, — отметил он. — История эта не новая, такие сухпайки давно были в сети «Экспедиция», и кепки с футболками с логотипами «Армия Россия» можно встретить, например, в отделах с брендовой одеждой в аэропортах.
Покупателям, которые переживают, что купленный товар с логотипом «Армия России» — подделка, наш собеседник посоветовал обращаться к правообладателю, потому что только он имеет право пойти в суд.
— Если честно, я сомневаюсь, что бренд используется незаконно, потому что сети всегда очень сильно перестраховываются, — подытожил Андрей Брохман.
А что на вкус?
Мы продегустировали армейские обеды из «Светофора». Остановимся на формулировке «съедобно». Но доесть до конца желания не возникло. Видимо, были не сильно голодны.