Минпромторг России поддержал инициативу Государственной думы о введении минимальных розничных цен на пиво, медовуху, сидр и пуаре. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на источник в правительстве. По задумке, это очистит рынок от некачественной продукции, а также избавит его от серого импорта.
— Механизм установления минимальных розничных цен предназначен для отсечения фальсифицированной продукции, продаваемой по ценам ниже себестоимости и потому пользующейся популярностью у неблагополучной части населения, — объяснил «Известиям» председатель совета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов. — Внутригосударственное регулирование цен предлагается для ускорения процесса законодательного оформления, так как согласование в рамках Евразийской экономической комиссии может занять более года.
Однако челябинский пивовар Илья Ройтенберг уверен, что инициатива не так уж однозначна.
— Когда-то я голосовал за минимальные розничные цены. Союз пивоваров Южного Урала писал бумагу, мы это дело продумывали. Но всё меняется, и сейчас очень сложно сказать о последствиях, — прокомментировал Илья Ройтенберг. — По сути, на сегодняшний день ситуация такова, что официально зарегистрированные пивовары — за наведение порядка. Но пока ничего не работает — на кассы, ни ЕГАИС, ни маркировки. Потому что всё это пишется для тех, кто официально работает.
На мини-пивоварнях, по его мнению, введение минимальных цен никак не скажется — там продукт всегда дороже.
— Если брать массторг и пиво невысокого и доступного ценника, скорее всего, изменения ударят по черному рынку. По тем, кто не хочет платить ни налоги, ни акцизы, и может продать приготовленное пиво совсем дешево. Продавая совсем дешево, они выигрывают у тех, кто имеет полную налоговую нагрузку, выплачивает акцизы, работают «в белую». Соответственно, продавцам в магазинчиках выгоднее купить пиво совсем задешево и продавать его дороже, но так, чтобы продавалось, — рассуждает Илья Ройтенберг. — Для них это будет своеобразный вызов, и они будут искать другие пути, но не захотят работать по-честному.
Минимальные цены могут повлиять на цены в экономсегменте, но, по оценкам аналитиков, не более чем на 10–15%. При этом в ряде профильных ассоциаций против нововведения: оно может подтолкнуть потребителей к дешевому крепкому суррогатному алкоголю, что приведет к новым массовым отравлениям.
— Я думаю, что покупатель может и не заметить. Потому что продавец, покупая пиво без документов, несет определенные риски. И он пытался компенсировать их за счет сверхприбыли, — объясняет Илья Ройтенберг. — А теперь какие-то шансы могут уровняться.
Напомним, в начале июня сразу в нескольких регионах страны в больницы стали поступать люди, отравившиеся неизвестным веществом. Позднее выяснилось, что все они употребляли напитки от бренда «Мистер Сидр», который производили в Самарской области, а поставляли, в том числе, в Челябинск. Всё об этой трагедии — в материалах 74.RU.
Жители Челябинской области в прошлом году, по информации Росстата, выпили 174 миллиона литров пива. В эти данные входит и бутылочное, и разливное. При этом за последние пять лет в регионе отмечен ежегодный рост продаж пенных напитков. По данным 2ГИС на январь 2023 года, в Челябинске действовало 1330 пивных магазинов. Многие из них работают под одним брендом и фактически образуют собой небольшие сети — от 2 до 20 с лишним точек. Кому принадлежат самые большие и известные пивные сети в Челябинске и кто за ними стоит, изучил 74.RU (есть сюрпризы).