
Нормы валютного контроля касаются и покупателей машин
Запрет на покупку автомобиля у иностранных граждан за наличные продолжает действовать, подтвердили Федеральная налоговая служба, Минфин и Минпромторг в ответ на запрос Национального автомобильного союза. Тема широко обсуждалась после того, как владелица Kia Sorento 2016 года выпуска получила штраф в 855 тысяч рублей, составивший 30% от цены машины. Причиной стал доказанный факт покупки автомобиля за наличный расчет у гражданина Киргизии, что запрещено федеральным законом 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Зачем нужен валютный контроль
Изначально закон вводили для контроля вывода активов из России и поначалу редко применяли к физическим лицам. Но рост популярности частного импорта после начала СВО заставил власти обратить внимание и на этот сегмент, поэтому штрафы в размере 20–40% от стоимости покупки стали получать частники, купившие автомобили у иностранных граждан за наличку (чаще речь идет о продавцах из ЕАЭС — Киргизии, Казахстана, Белоруссии и Армении). Единственным законным способом является банковский перевод, но многие по незнанию или из-за трудностей с расчетами предпочитают платить наличными, отражая этот факт в договоре купли-продажи. Этот договор при регистрации автомобиля передается в ГАИ, которая делится информацией с Федеральной налоговой службой.

Упомянутый Sorento был куплен за 2,85 миллиона, штраф составил почти треть цены
«Признаются незаконными валютными операциями»
В ответ на запрос Национального автомобильного союза в ФНС ответили, что практика взимания штрафов является законной:
«В силу подпункта „б“ пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ „О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее — Закон № 173-ФЗ) использование денежных средств в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией, — говорится в сообщении. — Исчерпывающий перечень случаев, при которых физические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной форме, установлен статьей 14 Закона № 173-ФЗ, при этом расчеты по договорам купли-продажи автотранспортного средства в указанный перечень не входят и признаются незаконными валютными операциями».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что в ответе ФНС содержатся рекомендации, как избежать штрафа, но на практике следовать им проблематично:
«Итак, если россиянин уже попал в такую ситуацию и ожидает штрафа, ему нужно собирать доказательства, что у него отсутствовала возможность оплатить машину по безналу, были предприняты все зависящие от него меры, — объясняет Шапарин. — Доказать это, конечно, будет сложно, однако хотя бы понятен путь, и есть возможность опираться на официальный ответ. Далее ведомство признает, что нужны поправки в законодательство, чтобы заключать сделки за наличные с гражданами ЕАЭС».
Масштаб проблемы недооценен
Антон Шапарин считает, что в зоне риска оказалось огромное число покупателей машин:
«Сделки такого рода заключаются часто, потому что у нас через Киргизию, Армению, Казахстан и так далее приехал огромный объем автомобилей: речь о более чем миллионе машин абсолютно точно, — говорит он. — И многие из них оплачены наличными в адрес граждан других государств, то есть с нарушением требования валютного законодательства. Такой человек может ожидать получения штрафа».
В Минфине добавили, что решить проблему можно лишь изменением валютного законодательства РФ:
«В связи с чем Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России будет проработан вопрос разрешения проведения на территории Российской Федерации валютных операций между резидентами государств-членов Евразийского экономического союза в наличной форме в валюте Российской Федерации», — заключили в ведомстве.
Ваш нынешний автомобиль вы приобрели…
Утиль крепчал
Правила, связанные с ввозом автомобилей, последние годы непрерывно ужесточаются. Так, в 2023-м приняли норму, согласно которой при продаже машины менее чем через год после ввоза частным лицом нужно доплачивать полный размер утилизационного сбора (это сотни тысяч), и обязанность лежит не на продавце, а на покупателе. Попутно началась кампания по взысканию «коммерческих» утильсборов с импортеров-частников, которые ввезли несколько машин (власти считают их перекупами). А год назад прикрыли лазейки, позволявшие ввозить автомобили через страны ЕАЭС с занижением таможенных платежей. В октябре 2024 и в январе 2025 года существенно возрос и размер утильсбора: для популярных моделей он увеличен в общей сложности на 367 тысяч рублей.