Авто мнение Автожурналистике — смерть. Профессия умирает, и ее спасут разве что китайские электромобили

Автожурналистике — смерть. Профессия умирает, и ее спасут разве что китайские электромобили

Раньше писали о мечте, сейчас — о деньгах

То ли китайский автомобиль, то ли немецкий… | Источник: Алексей ЖуравлевТо ли китайский автомобиль, то ли немецкий… | Источник: Алексей Журавлев

То ли китайский автомобиль, то ли немецкий…

Источник:

Наш автомобильный журналист Артем Краснов считает, что его профессия находится в кризисе и дело не только в нашествии китайских машин. Приводим его мнение от первого лица.

Рок-н-рольщикам положено рассуждать о том, что рок-н-ролл мертв, значит, и автожурналистам не возбраняется провозглашать гибель автожурналистики.

Я тут размышлял на эту тему. Почему кажется, что профессия потеряла былую притягательность и для авторов, и для читателей? Я отмотал время на 30 лет назад, когда мама, видя мой интерес, стала покупать мне автомобильные журналы: «За рулем», «Автопилот», «Автомобили», «5-е колесо», Evo, «Авторевю». И тут я понял, что душой автожурналистики были не технические характеристики, не фотографии и даже не смачные описания недостаточной поворачиваемости. Ее душой была мечта. Мечта о новой, хорошей жизни, о свободе и автопутешествиях, о причастности к маркам с полувековой историей и мечта о том, чтобы удивить соседа (брата, друга) какой-нибудь модной оттоманкой, подсветкой или хотя бы мощностью мотора. Автожурналисты 30-летней давности работали именно с этой тонкой материей — мечтой. И это было прекрасно.

Автожурналы пользовались куда большим спросом, чем, скажем, издания о бытовой технике или строительстве. Мы читали о машинах избыточно, гораздо больше, чем нужно для практических нужд. Ведь машину мы меняем нечасто, и нужды следить за каждой новинкой и каждой новой маркой нет. Вы же не знаете наизусть бренды всех сотовых телефонов, вы просто идете и покупаете первое, что приходит в голову, — iPhone, Samsung, Huawei… Рациональный и отчасти спонтанный выбор. Никто не читает тонны статей о микроволновках или стиральных машинах, не проникается их философией, не спорит до хрипоты, что стиралки «Бош» лучше «Самсунгов». Ими просто пользуются, выкидывают, покупают новые. Если бы автожурналистика сводилась только к товароведческим аспектам, она бы умерла, как умерли когда-то издания, писавшие о хайфай-аппаратуре.

Раньше были не просто машины и марки, а целые автомобильные школы. Chevrolet Tahoe — классический «американец», большой, тяжелый, мощный, валкий, архаичный… | Источник: Артем КрасновРаньше были не просто машины и марки, а целые автомобильные школы. Chevrolet Tahoe — классический «американец», большой, тяжелый, мощный, валкий, архаичный… | Источник: Артем Краснов

Раньше были не просто машины и марки, а целые автомобильные школы. Chevrolet Tahoe — классический «американец», большой, тяжелый, мощный, валкий, архаичный…

Источник:

Но автомобили стояли особняком. Каждая машина шла в комплекте со своей мечтой. Я до сих пор помню сюжеты из подростковых грез, связанные с Jeep Wrangler, BMW 3, Renault 5, Porsche 911, Pontiac Firebird, Mitsubishi Pajero Pinin, Chevrolet Tahoe, Opel Frontera, Mercury Sable… Каждая марка и каждая модель — это своя философия свободы и раскрепощения. Не просто утилитарное средство передвижения, а целая школа мысли со своими философами и апологетами. Какой лагерь тебе ближе? Мысленно я примерял на себя разные жизни и разные сценарии. Автомобили были очень разными, и они программировали тебя на разную жизнь. Эти машины были как костюмы из разных эпох: нарядившись в мушкетера, ты должен кричать «эге-гей» и защищать дам. А если ты неотесанный реднек со Среднего Запада, ну или ковбой, тебе нужен Chevrolet Suburban — нечто среднее между внедорожником и автобусом.

Взгляните на автомобили в киноискусстве. «Красотка» — это Lotus Esprite, «Назад в будущее» — это DeLorean, Джеймс Бонд — это Aston Martin DB5, клип RHCP Scar Tissue — это кабриолет Pontiac Catalina, «Во все тяжкие» — это тоже Pontiac, но страшный — Aztek. Разные жанры, разные характеры, разные тачки.

DeLorean — не самая успешная компания, но пример идеального продакт-плейсмента. Благодаря трилогии «Назад в будущее» ее спорткар DMC-12 на базе Lotus Esprite знает почти весь мир | Источник: Delorean.comDeLorean — не самая успешная компания, но пример идеального продакт-плейсмента. Благодаря трилогии «Назад в будущее» ее спорткар DMC-12 на базе Lotus Esprite знает почти весь мир | Источник: Delorean.com

DeLorean — не самая успешная компания, но пример идеального продакт-плейсмента. Благодаря трилогии «Назад в будущее» ее спорткар DMC-12 на базе Lotus Esprite знает почти весь мир

Источник:

Что произошло потом? Потом мы повзрослели. Но хуже другое: мир пережил эпоху глобализации, экологизации и унификации. Границы между марками и национальными инженерными школами почти растворились, и сама концепция автомобиля достигла скучной зрелости. Если ваша цивилизация придумала Nissan Qashqai, тема с автомобильным вдохновением, считайте, закрыта. По крайней мере, если понимать автомобиль в терминах 90-х: как индивидуальное (не шеринговое) транспортное средство, которое имеет ДВС и является продолжением философии его владельца.

Китайские машины в этом смысле являются предельным выражением тенденций, которые набирали силу все последние 30 лет. Китайские машины с точки зрения восприятия — это, скорее, бытовая техника или гаджет, чем автомобиль в подростковом понимании. Невозможно продать мечту о китайском автомобиле. Ну серьезно: о каком чайнакаре вы мечтаете? Купите ли вы Chery Tiggo 7 Pro Max или Changan CS55PLUS, вряд ли жизнь пойдет разными руслами, сколько бы приставок Pro и Plus они ни добавляли в название. Совсем иное — это купить Dodge Viper или Suzuki Jimny: тут уже мозг рисует самые смелые сценарии и ставит суровые диагнозы. А «Чанганы» и «Тигги»… Не в них проблема: просто автомобиль как культурологический феномен сменил окраску. Теперь это скорее потребительский товар, чем объект вожделения, влияющий на жизнь.

И это накладывает отпечаток на автожурналистику, которая превращается в одну из форм потребительской или товароведческой экспертизы. К тому же с очень похожим набором товаров, которые по большей части одинаково хороши или плохи. Читателю больше не продать мечту: ну какой стиль жизни ассоциируется у вас с Haval H9? Это крутой внедорожник, но, черт возьми, он не зовет на подвиги так, как звал Land Rover Defender. Он не привнес в нашу жизнь ничего нового, лишь заместил ушедшие марки.

Всё это нормально и естественно. Мир развивается. Концепция автомобиля меняется не столько технически, сколько культурно: мы уходим от индивидуального владения машинами в пользу шеринга, от личного управления — в пользу автопилота (ну не мы, челябинцы, а мир как таковой). Автомобильная романтика сходит со сцены, как когда-то сошла романтика морская. Так же канули в Лету конное искусство, фехтование, поэзия и множество других прекрасных форм самовыражения.

Те подростковые эмоции сегодня испытываешь разве что от китайских электромобилей | Источник: Артем КрасновТе подростковые эмоции сегодня испытываешь разве что от китайских электромобилей | Источник: Артем Краснов

Те подростковые эмоции сегодня испытываешь разве что от китайских электромобилей

Источник:

Думаю, автожурналистику могли бы спасти электромобили. С одной стороны, они еще больше гаджеты, чем традиционные машины. Но классические автомобили достигли неприличной зрелости и превратились в скуфов, полеживающих на диване самосовершенства. В электромобильной области прогресс бурлит, привнося элемент хаоса. Здесь еще возможны ошибки, прорывы и открытия. Здесь тоже есть школы мысли: кто-то ставит на сменные батареи, кто-то — на дешевые натрий-ионные аккумуляторы, а кто-то развивает сети ЭЗС. Лет через пятьдесят всё это придет к общему знаменателю и, возможно, частных машин уже не останется: на смену им придут автопилотируемые такси. Но в перспективе лет двадцати электромобили вполне могли бы оживить автожурналистику, и я, например, мечтаю о времени, когда на рынок выйдут подержанные Zeekr, чтобы купить на пробу такой. Вот только в России тема, похоже, окончательно заглохла, и когда мы вернемся от деградации к прогрессу, одному коню известно.

А вообще жаль. Классно ведь, когда статья про автомобиль рассказывает не про автомобиль как таковой, а про целую философию жизни? Но какая философия у Jetta VS7 c заглавного фото? Никакой — просто бизнес, и ничего личного.

Согласны с автором?
Да
Нет

Ранее мы тестировали нашумевшую нейросеть DeepSeek — она впечатляет.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления