В начале января, как ожидалось, автобренды массово переписывают прайс-листы: кто-то повышает цены «в лоб», кто-то делает это в менее явной форме, отказываясь от скидок. Нынешнее повышение — лишь одна из ступенек в длинной лестнице удорожания машин, которая возникла после октябрьского увеличения утилизационного сбора.
Утилизационный сбор повысился и в начале января — уже второй раз за три месяца. Например, если для новых машин с моторами 1–2 литра в октябре утильсбор вырос на 256 тысяч рублей, то сейчас — еще на 111 тысяч. В целом наши прогнозы о подорожании машин примерно на 400 тысяч к весне (относительно уровня сентября 2024 года) выглядят более-менее реалистичными.
Помалу, но часто
Подорожание машин растянуто во времени, поэтому не всегда заметно: например, Chery дважды меняла прайсы в октябре, дважды в ноябре, один раз в декабре и один раз в январе 2025 года. Шаг подорожания обычно небольшой: от 20–30 тысяч до 100 тысяч рублей для некоторых моделей. Если в конце ноября Chery Arrizo 8 можно было купить за сумму в районе 2,7 миллиона, то после нескольких подорожаний минимальный ценник стал 2,9 миллиона рублей (здесь и далее — без учета скидок).
Лидер продаж 2024 года среди иномарок — Haval — в конце прошлого года менял цены не так активно, но в январе выкатил новые прайс-листы для шести моделей, которые, по данным сайта «Цена авто», подорожали на 100–200 тысяч рублей. Увеличение цен затронуло две самые доступные модели и популярные модели бренда: Haval Jolion тульской сборки стоит теперь от 2,149 миллиона, хотя год назад модель можно было купить за 1,85 миллиона. Кроссовер Haval M6 стоит теперь от 2,279 миллиона: в 2023 году во время выхода на рынок он стоил менее 2 миллионов рублей.
На 100 тысяч в январе подорожали пикапы Great Wall Poer (теперь от 3,549 миллиона), на 50 тысяч — пикап JAC T9, а внедорожники УАЗ прибавили 70–80 тысяч: например, самый доступный «Патриот» стоит теперь 1,78 миллиона рублей: за эти деньги «патрик» лишен кондиционера, аудиосистемы, подогрева сидений, подушек безопасности, легкосплавных колес и так далее. Более оснащенная версия также подорожала и стоит теперь более 2 миллионов. Даже архаичная «буханка» (УАЗ СГР), которая в этом году отмечает 60-летние производства, стоит более 1,5 миллиона в самой простой двухместной версии.
Solaris за 3,8 миллиона стал реальностью
Прямо перед Новым годом подорожали «Солярисы»: напомним, что теперь это не название модели, а бренд. Так, например, Solaris HC (бывший Hyundai Creta) петербургской сборки прибавил сразу 137–350 тысяч, и если базовая версия стоит теперь 2,65 миллиона, то в топовой «Крета» потянет на 3,764 миллиона рублей. За такие деньги предлагаются 2-литровые полноприводные версии с шестиступенчатым «автоматом».
Также накануне Нового года подорожали Changan CS75 на 50 тысяч, а до этого было еще одно подорожание, затронувшее большую часть модельного ряда.
Часть брендов меняет не цены, но скидочную политику, например, по данным портала «Китайские автомобили», Kaiyi отменил значительные скидки на машины, достигавшие 700–800 тысяч рублей. Есть и обратные примеры, например увеличилась скидка на Omoda C5.
Куда рулит Tank и АВТОВАЗ
Журналист 72.RU Павел Красоткин фиксирует изменение цен на автомобили и приводит в пример бренд Tank: еще осенью крупный кроссовер Tank 500 можно было купить за 5,56 миллиона, сейчас минимальная цена за прошлогоднюю машину — 6,5 миллиона рублей.
— Цены на Tank спустя три месяца изменились, конечно же, в большую сторону, — объясняет Павел. — В октябре еще можно было купить автомобили 2023 года выпуска, причем на комплектацию Adventure можно было получить еще и дополнительную скидку. Поэтому маркетологи могли выставлять «красивую» цену в 5 599 000 рублей. К 2025 году такая опция пропала, автомобили из 2023-го уже не вернуть. Поэтому можно сравнить «чистые» ценники. Если не брать в расчет одинаковую скидку в 300 тысяч по trade-in, то все модели как раз и подорожали на 300 тысяч рублей. Исключение — только комплектация Urban, прибавившая 200 тысяч.
АВТОВАЗ на момент подготовки этой статьи еще не опубликовал новые прайс-листы. В теории, возросшие утильсборы и курсы валют влияют и на себестоимость отечественных машин, хотя и в меньшей степени. При этом АВТОВАЗу удавалось сохранять ценовую стабильность в прошлом году: например, Lada Vesta не дорожала весь 2024 год. Осенью изменились комплектации, и система стабилизации вернулась в базовую версию, которая прибавила 11 тысяч — меньше, чем стоит локализованная в Костроме ESC китайской фирмы Kesens. Это же справедливо для других версий: максимальная цена Vesta выросла до почти 2,5 миллиона рублей, но также за счет возврата опций. При этом в прошлом году трижды менялись цены на Lada Granta, и дорожали «Нивы», но в целом не так сильно, как иномарки. Однако АВТОВАЗ лоббировал повышение утильсборов, чтобы «выгнать» китайские марки из своих ценовых ниш, и когда «чайнабренды» обновят прайс-листы, повышение цен на «Лады» кажется более чем вероятным.
Планируете обновлять машину в 2025 году?
В прошлом году автомобильный рынок установил локальный рекорд. Однако настроения в дилерской среде достаточно тревожные. А в начале года мы протестировали Jetta VS7 — нечто среднее между VW Tiguan и Skoda Kodiaq.