Kia запустит новый автозавод вблизи границы с Россией, в городе Костанай, уже в 2025 году. Об этом сообщил генеральный директор компании Kia Qazaqstan Ким Дэ Ки на встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Первой моделью станет кроссовер Sorento, к которому в 2026 году присоединятся Sportage и еще одна неназванная модель.
Проектная мощность завода составит 70 тысяч автомобилей в год, инвестиции — порядка $200 млн. На производстве будет задействовано 65 роботов. Попутно казахстанская сторона создаст кластер по выпуску комплектующих около завода. Так, компания Seoyon E-HWA планирует инвестировать $36 млн в создание производства бамперов и других пластиковых деталей, элементов отделки салона, выхлопных систем и сидений.
Ранее о запуске производства в Костанае заявляла Skoda, но, в отличие от проекта Kia, речь шла не о строительстве отдельного завода, а о партнерстве со сборочным предприятием «Сарыаркаавтопром» (Allur Company), где в разное время выпускали широкий ассортимент марок, от SsangYong до Toyota, а сейчас — JAC, Chevrolet и те же Kia (Sportage, Rio). Skoda планировала выпустить первые модели в Костанае еще в начале 2024 года, но с тех пор новостей о проекте нет.
Поскольку Kia Sorento с 2,5-литровыми моторами уже представлен в Казахстане, можно прикинуть его возможную цену при импорте в России. Так, на тамошнем рынке модель стоит от 18,7 млн тенге (3,5 млн рублей). Казахстан входит с Россией в единое таможенное пространство, но при ввозе необходимо заплатить утилизационный сбор, который для частного лица будет символическим (3400 рублей), для юрлица — 845 тысяч рублей, а после 1 января 2025 года — 1,875 млн. К этому нужно добавить логистические расходы, затраты на получение СБКТС (при частном ввозе) и установку системы ЭРА-ГЛОНАСС. При полной уплате утильсбора в 2025 году Sorento будет стоить не менее 5,5 млн рублей, а его частный ввоз сопряжен с рисками. Возможно, за счет углубленной локализации удастся чуть снизить цену, но пока импорт казахстанских Sorento выглядит привлекательным.
Автомобили Kia продолжают выпускать и в России под маркой Solaris, но цены примерно вдвое выше тех, что были на те же Kia Rio до начала СВО. В ожидании накрутки утильсборов россияне массово скупают машины.