Как минимум два автомобиля Chery получили калужскую прописку на бывшем заводе Volkswagen. Росстандарт опубликовал сведения о сертификатах ОТТС на две модели, Chery Tiggo 4 Pro (код T3X) и Chery Tiggo 7 Pro (код T32). В обоих случаях заявителем и изготовителем автомобиля числится калужская компания «Агк», созданная группой «Арт-Финанс» под реанимацию калужского завода Volkswagen. На его возвращение к жизни неоднократно намекал и губернатор Калужской области Владислав Шапша.
Пока компании сохраняют завесу тайны, и после прошлой публикации нам пришло письмо от пресс-службы Chery в России с указанием, что в материале содержатся домыслы и непроверенная информация. Мы связались с пресс-службой и спросили, опровергают ли они факт выпуска автомобилей Chery или ее суббрендов на заводе в Калуге? Опровержения этой информации мы не получили. И снова обратились в компанию Chery с просьбой прокомментировать ситуацию, ответ опубликуем сразу после получения.
Запущенный в 2009 году калужский завод VW считался образцовым автосборочным предприятием России. Производственная мощность составляла 225 тысяч автомобилей в год. Завод отличался высокой локализацией: машины штамповали из российского проката, а с 2015 года работало моторное производство. Детали двигателей (блоки цилиндров, коленвалы) также изготавливались в России. Другие компоненты для автозавода поставляли компании — смежники с производствами в России: Magna, Tenneco, Faurecia, Lear, Bosch, Fuyao и так далее.
Получение ОТТС (одобрения типа транспортного средства) — стандартная процедура сертификации автомобиля, которая делается и в случае, если у модели меняется место производства.
Изготовителем автомобиля значится компания «Агк», зарегистрированная в Калуге, учредителем которой, по данным системы «Контур.Фокус», является ООО «Арт-Финанс». Именно эта компания в 2023 году приобрела у Volkswagen его калужский актив за 125 миллионов евро без права обратного выкупа. Компания «Арт-Финанс» является учредителем сразу семи компаний: «Арион», «Агр», «Агм», «Агрл», «Автомобильный завод АГР», «Агк».
Автомобильный завод АГР отвечает за выпуск автомобилей Solaris на бывшем заводе Hyundai под Питером. Компания «Агр» учреждена еще в 2009 году самим концерном Volkswagen под запуск своего предприятия в России (тогда она называлась «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус»). Компания перешла к «Арт-Финанс» в 2023 году: именно ее изначально считали владельцем нового завода. Однако в мае 2024 года зарегистрирована еще одна «Агк», вероятно, чтобы исключить ассоциаций с Volkswagen.
Генеральным директором перечисленных фирм является Алексей Калицев — известный в автобизнесе менеджер, который сделал карьеру в «Хендэ Мотор СНГ» (российское крыло Hyundai) и с 2017 года возглавлял компанию.
Учредителем «Арт-Финанс» является Андрей Павлoвич, который ранее возглавлял автомобильную группу «Авилон», одного из крупнейших дилерских холдингов России.
Выбор моделей для калужской локализации кажется логичным: Chery Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro входят в топ-10 самых популярных автомобилей России, а их разновидности уже выпускаются в России. На «Автоторе» в Калининграде собирают Kaiyi X3 (аналог четвертого «Тигго»), а на бывшем питерском заводе Nissan — Xcite X-Cross 7 — дорестайлинговую версию Chery Tiggo 7 Pro. Кроме того, «Автотор» собирает Jetour Dashing, технологически близкий к седьмому «Тигго», а в ближайших планах — запуск более крупной модели Jetour X70.
Таким образом, Chery превращается в одного из главных «доноров» российского автопрома. До сих пор этот титул принадлежал компании JAC, чьи автомобили выпускаются в Москве («Москвич»), а также на Дальнем Востоке и в Татарстане (Sollers). Однако Chery и ее суббренды (Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed) значительно популярнее и недавно признана самой крупной иностранной компанией в России.
Завеса секретности, вероятно, связана с риском санкций для предприятий. Так, год назад АВТОВАЗ попал в санкционные списки, и это застопорило выпуск Lada X-Cross 5 на базе FAW Bestune T77. А Citroen открестился от проекта по выпуску автомобилей под своей маркой в Калуге, заявив, что не контролирует этот проект. Аналогично Volkswagen категорически отрицает свою причастность к поставкам автомобилей Jetta в Россию. Вот почему российский автопром иногда напоминает подпольный цех.