Компания Zeekr собирается дистанционно блокировать свои автомобили, сообщает казахстанское издание Tengri Auto. Речь идет о машинах, которые произвели для внутреннего рынка Китая, но поставили в другую страну по серому импорту. Мы спросили у челябинских дилеров, насколько реальна угроза блокировки для владельцев электрокаров на территории России.
Предупредят, а потом отключат
У «серых» автомобилей будут дистанционно отключать систему мультимедиа, указано в информационной брошюре Zeekr. Ее подлинность подтвердили казахстанскому изданию в международном офисе компании. Блокировка распространится на автомобили, которые выпустили после 15 июля этого года и используют «за пределами разрешенной зоны».
— Эта инициатива нацелена на рынки, сильно пострадавшие от серого импорта, такие как Казахстан и ОАЭ, — сообщили в ZEEKR International.
Блокировка пройдет в два этапа. Сначала водителю на экран автомобиля придет уведомление о том, что машина стоит вне разрешенной зоны, которая указана в договоре. Предупреждение, как указано в сообщении компании, также придет, если водитель использует «неодобренные» изготовителем сим-карты. В этом случае электрокар предложит связаться с официальным дилером.
Если владелец проигнорирует ультиматум, сенсорный экран заблокируется. На него приходится управление практически всеми второстепенными функциями: климат-контролем, настройкой подвески, руля и зеркал. Для того чтобы снять ограничение, электрокар предложит обратиться к официалам.
Конечно, у водителей есть и другой вариант — вернуть машину в Китай. Со слов представителей компании, на территории Поднебесной все функции заработают как прежде.
«Будет первый прецедент — посмотрим»
В компаниях, которые работают с Zeekr в России, неохотно отвечают, распространится ли такая практика в нашей стране. Они говорят, что никакой официальной информации об этом не получали.
Источник 74.RU из автомобильной среды указал на то, что про Россию в сообщении нет ни слова:
— Я не понимаю, каким образом будет происходить блокировка и по какой системе она будет сюда доходить. С завода в автомобиле сим-карта стоит. Мы ее выпаиваем, вставляем нашу российскую. Компания даже не видит, что автомобиль здесь находится. По факту, я думаю, это больше коснется автомобилей в Китае, Казахстане, где они официально продаются. Там электромобили предложат вернуть на место и купить официально.
— Будут ли дальше привозить электромобили Zeekr в Россию?
— Мы пока не рискуем заказывать автомобили, произведенные после 15 июля. У нас все машины стоят на территории и ввезены ранее. Их не должно ничего трогать. Будет первый прецедент — посмотрим, — ответил он.
Менеджер по продажам дилера электромобилей рассказал, что они смогут взломать электронную систему автомобиля и открыть все функции в случае блокировки мультимедиа. По его словам, на автомобили таким образом ставится русификация.
«Кто их потом будет покупать?»
Руководитель компании Premium Collection (холдинг «Планета Авто») Вячеслав Вердыш объяснил, что Zeekr может подпортить себе репутацию, если дело дойдет до блокировки:
— Даже если техническая возможность есть, взять на себя такую ответственность — весьма серьезный шаг. Он не будет поощрен никем. Если китайцы глобально начнут использовать инструменты для блокировки автомобиля, кто их потом будет покупать? Через интернет это быстро дойдет до других потребителей, и все будут пытаться избавиться от автомобилей.
Представитель компании добавил, что в Zeekr не заинтересованы поставлять электрокары в Россию.
— В Китае продается 25 миллионов автомобилей в год, в России — около миллиона. Подразделение Zeekr ориентировано больше на внутренний и европейский рынок, чем на российский. Им наш рынок не принципиален, — считает Вячеслав Вердыш.
Zeekr официально не представлен в России. При этом в «Автостате» китайскую марку признают лидером в сегменте электромобилей. За первое полугодие, по данным агентства, дилеры продали 4450 машин Zeekr. Всего по стране реализовали около 10 тысяч электрокаров.
А в соседней Беларуси, кстати, марка открыла официальное представительство. Причем, там ценник на порядок ниже российского. Мы подсчитали, во сколько обойдется обслуживание Zeekr за пять лет и ужаснулись. Также мы узнали у владельца такого электромобиля, как он ведет себя в зимние морозы.