Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил иск ГАЗа к концерну Volkswagen: российский производитель требовал миллиардные компенсации из-за досрочного расторжения контракта на сборку автомобилей Skoda. В общей сложности ГАЗ подал три иска на сумму почти 60 миллиардов рублей, но затем отказался от части требований. В иске, рассмотрение которого закончилось в июле 2024 года, российский производитель требовал у бывшего партнера 28 миллиардов рублей, из которых более 20 миллиардов — это оценка упущенной выгоды. Суд снизил сумму компенсаций до 17 миллиардов рублей, обязав также Volkswagen погасить долги (40 тысяч евро) и заплатить госпошлину.
Для сравнения: общий объем инвестиций концерна Volkswagen в нижегородское предприятие достиг 387 миллионов евро, что по нынешнему курсу составляет в районе 40 миллиардов рублей. В реальности объем вложений был меньше, поскольку они осуществлялись с конца нулевых годов при более низких курсах евро. Другими словами, ГАЗ отсудил сумму, сопоставимую с инвестициями Volkswagen в предприятие.
В отличие от собственного завода концерна в Калуге нижегородское предприятие с 2011 года выпускало машины по контракту, оставаясь в собственности ГАЗа. Оно специализировалось на моделях Skoda, а мощность производства достигала 132 тысяч машин в год. Несмотря на партнерский статус проекта, сборка шла в режиме полного цикла со сваркой и окраской кузовов. Перед началом СВО в Нижнем Новгороде делали Kodiaq, Karoq, Octavia и Volkswagen Taos. Летом 2022 года концерн Volkswagen объявил о прекращении сотрудничества из-за санкционных ограничений, что и стало предметом спора компаний.
Несмотря на победу в суде, получить деньги с Volkswagen может быть проблематично, потому что концерн избавился от главных активов в стране. Так, его основной завод в Калуге был продан компании «Арт-Финанс» и переименован в АГР. Она же приобрела бывший завод Hyundai в Питере и выпускает там корейские автомобили под маркой Solaris. По заявлению главы Минпромторга Антона Алиханова, в начале июля калужское предприятие возобновило выпуск автомобилей, не уточняя их марку. По нашей информации, речь идет об автомобилях Chery, хотя российский офис компании Chery не подтвердил нам это.
На самом ГАЗе планируют возродить бренд «Волга», используя в качестве базы автомобили Changan: похожим путем реанимировали марку «Москвич». Кстати, еще до начала СВО муссировалась информация по выпуске новой «Волги» на основе Skoda Octavia для китайского рынка, но этот проект не получил продолжения. Сама же Skoda в прошлом году объявила о запуске производства в Казахстане вблизи российской границы, но с тех пор новостей об этом начинании нет.