Бывший завод Volkswagen возобновляет работу, сообщает Autonews со ссылкой на владельца предприятия, компанию «АГР»: в презентационных мероприятиях принял участие губернатор Калужской области Владислав Шапша. При этом с сайта «АГР» удалена соответствующая новость и никаких подробностей о новом проекте не представлено. Мы пообщались с представителями калужской бизнес-среды, и, по их информации, завод действительно выходит из двухлетней спячки и будет выпускать автомобили Chery. Официальных подтверждений этому нет, а сотрудников предприятия, по данным Autonews, припугнули уголовной ответственностью за разглашение сведений из-за рисков вторичных санкций против китайского партнера.
Завод Volkswagen в Калуге запущен в 2007 году. Мощность производства составляла до 225 тысяч машин в год, но в последнее время по разным причинам выпуск был ниже: в 2021-м собрано 118 тысяч машин.
Завод Volkswagen прекратил работу весной 2022 года: до этого здесь выпускали Polo, Tiguan, а также Skoda Rapid. Завод отличался высокой локализацией: кузова автомобилей штамповали из российской стали, а в 2015 году запустили производство двигателей 1.6 MPI и коробок передач. На 2024-й был намечен выпуск турбомоторов 1.4 TSI, но этому проекту не суждено было сбыться. Летом 2022-го Volkswagen выставил завод на продажу, а в 2023 году предприятие купила за 125 миллионов евро компания «Арт-Финанс», переименовав в «АГР». Этой же компании принадлежит завод по выпуску Solaris в Петербурге (бывший завод Hyundai).
О сборке автомобилей Chery Tiggo 7 Pro Max на калужском предприятии в конце 2023 года сообщали СМИ, но речь шла о тестовом режиме и официально эти сведения не подтверждались. При этом сборка дорестайлингового Chery Tiggo 7 Pro идет на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге под названием Xcite X-Cross 7, а на АВТОВАЗе замечены тестовые Chery Tiggo 8 Pro (видимо, основа для второй модели Xcite). Целесообразность выпуска аналогичных машин на двух российских предприятиях неочевидна, поэтому, возможно, в Калуге остановились на другой модели марки. Кстати, сборка еще одного родственника Tiggo 7 — Jetour Dashing, стартовала на калининградском «Автоторе». А в Подмосковье на бывшем заводе Mercedes начали выпуск автомобилей Exeed (суббренд Chery) под маркой Maxeed, но официально это еще не подтверждено.
Дата перезапуска завода Volkswagen менялась несколько раз. Во время Петербургского международного экономического форума губернатор Калужской области Владислав Шапша заявил, что предприятие вернется к работе в июне, но сейчас сотрудники предприятия называют другой срок — август. При этом глава региона говорил, что речь идет об отечественном автомобиле, вероятно, подразумевая модель под российской маркой. Весной 2024 года «АГР» запатентовала бренд Argon, но имеет ли он отношение к калужскому проекту — пока не ясно.
Известно лишь, что на первых порах речь идет лишь о крупноузловой сборке автомобилей, то есть отличия от прототипа должны быть минимальны. Еще двумя претендентами на конвейер калужского завода являются автомобили Solaris и китайские GAC (не путаться с JAC, на базе которых собирают «Москвичи» и коммерческую технику Sollers).
Сводка российского автопрома
Калужский завод Volkswagen наряду с петербургской Toyota остаются последними крупными автозаводами России, которые пока не возобновили работу после ухода иностранных владельцев. Расположенный в Калуге завод Peugeot-Citroen вернулся к сборке французских автомобилей, но машинокомплекты теперь поставляют из Китая;
в Петербурге на бывшем заводе Hyundai выпускают те же модели, но под единым брендом Solaris;
на бывшем заводе Nissan делают кроссоверы Xcite: мы протестировали такой недавно. В столице на бывшем заводе Renault собирают «Москвичи», но дела идут неважно: спрос на машины ниже ожиданий;
в Тольятти на АВТОВАЗе отказались от иностранных моделей, а Largus теперь собирают в Ижевске;
на бывшем заводе Mazda на Дальнем Востоке делают пикапы JAC (Solles ST6);
большой ассортимент китайских моделей собирает калининградский «Автотор» (Kaiyi, BAIC, SWM, Jetour), который всегда отличался всеядностью;
в на ГАЗе после ухода Skoda планируют собирать «Волги» на базе китайских Changan.