В России после долгого периода омоложения автопарк снова стал стареть: к такому выводу пришли исследователи ОНФ. Доля автомобилей старше 20 лет впервые достигла 8% от всего изученного автопарка, а доля транспорта старше 30 лет превысила 2%. Эксперты оценивали возраст автомобилей в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Челябинске. Последний отличился: у нас зафиксирован самый резкий скачок среднего возраста автомобилей. В 2022-м он составлял 9,2 года, а за пару лет вырос до 14,6 (разница в 5,4 года). Такой результат выглядит аномальным, потому что даже в отсутствии притока новых машин за два года средний возраст автопарка увеличился бы на те самые два года: видимо, в Челябинске зафиксировано нашествие еще более древних моделей.
Мытарства российского автопарка
Основной причиной старения автопарка стало падение продаж новых автомобилей. Так, в лучшем для российского авторынка 2012 году они достигли 2,938 миллиона машин и держались на этом уровне в 2013 году. Но в 2015-м продажи начали снижаться, и в последующем зафиксировались на отметке 1,5 миллиона автомобилей. Серьезный удар нанесло начало СВО и уход западных концернов, в результате 2022 год установил антирекорд продаж — всего 626 тысяч (худшее значение с начала века). На падение повлиял не только панический отказ поставлять иномарки, но и отечественный автопром столкнулся с кризисом в логистике запчастей. В прошлом году было продано чуть более одного миллиона машин, но в любом случае это втрое ниже уровня 12-летней давности.
В этом году шаг за шагом первичный авторынок оживает: эксперты фиксируют его возвращение к показателям до начала СВО. Но если количественно продажи близки к докризисному уровню, то качественно автопарк изменился: увеличилась доля автомобилей Lada, которые не оснащены системами стабилизации и не имеют боковых подушек безопасности, а большую часть рынка заняли китайские бренды.
При этом наблюдается перекос в пользу вторичного рынка: так, по данным агентства «Автостат», соотношение продаж подержанных и новых машин в 2018–2019 годах было в районе 3,3–3,4 единицы, сейчас же оно возросло до 3,8. Максимальные значения были в 2022 году — 7,8.
Чем плохо старение машин
Это сказывается как на экологических показателях, так и на безопасности. Национальная администрация дорожной безопасности США (NHTSA) провела исследование и узнала, что возраст автомобиля напрямую влияет на смертность в ДТП. Так, шанс погибнуть в аварии на 18-летнем автомобиле на 71% выше, чем на трехлетней модели.
Два года назад государство отменило обязательный техосмотр для физлиц. Это хоть и сэкономило деньги автовладельцам, но ослабило контроль за безопасностью и экологичностью используемого автопарка, дополнительно усугубив проблему.
Сказывается ли это на безопасности? Вообще за последние 20 лет Россия достигла больших успехов в снижении смертности на дорогах, которая упала с 35,6 тысячи человек в 2003 году до уровня 14 тысяч в 2022-м. Но в 2023 году наметилась обратная тенденция, и впервые за долгое время смертность снова начала расти. Причин для этого явления наверняка несколько, но старение и ухудшение качества автопарка также сказывается на ситуации.
Кстати, превращение России в автомобильную Кубу (там любят поневоле старые автомобили) прогнозировали еще раньше.
Меж тем Госдума во втором чтении приняла закон об отмене необходимости ОСАГО. К тому же, за опасное вождение теперь будут лишать прав.