Авто На М-5 погибли четверо подробности Едем на авось? Реально ли получить компенсацию с сервиса поиска попутчиков за ДТП с четырьмя жертвами

Едем на авось? Реально ли получить компенсацию с сервиса поиска попутчиков за ДТП с четырьмя жертвами

Разбираемся с безопасностью таких перевозок после трагедии на трассе Челябинск — Екатеринбург

Toyota HiAce с водителем и шестью пассажирами врезалась в дорожную технику на трассе Челябинск — Екатеринбург

Автокатастрофа на трассе Челябинск — Екатеринбург, в которой погибли водитель и трое пользователей сервиса поиска попутчиков Едем.РФ (а еще трое — в больнице), снова подняла вопрос, насколько безопасны такие услуги. Помимо упомянутого сервиса в России востребован BlaBlaCar и «Атлас», и если второй по формату больше похож на такси, то первый предполагает поездки с водителями, которые не занимаются извозом профессионально и избавлены от контроля. Или нет? Мы обратились в компании, предоставляющие подобные услуги, поговорили с пользователями сервисов и юристом, чтобы понять, насколько дикой остается эта сфера.

«Если нет фотки и отзывов — мутный тип»

Любовь, которая пользовалась всеми упомянутыми сервисами, говорит, что лихие водители встречаются, но у пассажира есть все средства, чтобы избегать их:

— Я стараюсь не ездить с молодыми водителями, с недавно зарегистрированными без истории отзывов, а также отказываюсь от поездок, когда я с водителем в машине одна, — объясняет она. — У водителей есть рейтинги и есть отзывы пользователей, иногда их очень много, и по ним сразу видно, что это за человек. Это достаточно надежный критерий, который позволяет поехать с аккуратным водителем: по моему опыту, выбор всегда есть. Я сама пишу отзывы водителям, и, если, например, они не показывают поворотники или говорят по мобильному телефону за рулем, я отмечаю это в комментариях.

Любовь говорит, что помимо стиля езды очень раздражает непунктуальность водителей. Встречаются такие, кто может просто отменить поездку или уехать раньше времени.

49-летний Евгений Показаньев подрабатывал извозом

Вадим говорит, что в целом впечатление от сервисов поиска попутчиков у него хорошее:

— В последний раз вообще ездили с девушкой и грудным ребенком. Она путешествует одна — всё очень спокойно. Всё зависит от отзывов на сайте поиска попутчиков. Если нет фотографии, отзывов, это либо человек, который занимается на минивэнах извозом и собирает пассажиров под «левыми» аккаунтами, либо какой-то мутный тип. С такими лучше не ехать.

Студентка Анастасия отмечает, что главный минус таких сервисов для нее — это цена.

— Мне по студенческому, например, на электричке можно добраться дешевле. Но если не учитывать студенческие скидки, то выбор однозначен: в таком случае цена вряд ли будет сильно превышать билет на автобус или электричку. Мне кажется, водители осознают, что несут ответственность не за своих родственников или друзей, а за незнакомцев, и ездят спокойнее.

Как вы оцениваете манеру езды водителей сервисов поиска попутчиков?

В целом хорошо
Раз на раз не приходится
Ездить страшно, но деваться некуда
Не пользуюсь такими сервисами

Что говорят сами сервисы

Мы направили запрос в BlaBlaCar, Едем.РФ и «Атлас» с просьбой прокомментировать, как именно сервисы оценивают своих водителей и могут ли принимать к ним те или иные меры. Оперативно на запрос ответили представители «Атласа», рассказав, что к подбору водителей относятся со всей серьезностью.

— У нас есть система рейтингования водителей: по завершении поездки пользователь может оценить ее, а также оставить отзыв, — сообщили в компании. — Манера езды контролируется по трекерам и штрафам с камер. Все нарушения пресекаются. Также мы выборочно обзваниваем рейсы с целью контроля качества. Пользователи могут обратиться через форму обратной связи даже в момент поездки, и информация сразу будет принята в работу. За нарушение скоростного режима водителям выписывает штрафы работодатель, и данной меры, как правило, достаточно. Если ситуация не меняется, водитель может быть отстранен от поездок.

В компании отметили, что принимают водителей со стажем от пяти лет и перед выходом на линию обязательно проводится стажировка, где оценивается стиль и манера вождения, после чего решается вопрос о приеме на работу. Водители проходят предрейсовый медосмотр, и в случае проблем со здоровьем к рейсу водитель не допускается. Что касается возможного ущерба, то подобные вопросы решаются через страховую компанию виновника.

Мы опубликуем комментарии остальных сервисов после получения ответов.

Можно ли засудить сервис?

В любом случае ДТП с машинами таких сервисов случаются, и ключевой вопрос: кто именно будет нести материальную ответственность за ущерб, причиненный имуществу или здоровью пассажиров?

Руководитель юридической компании «Академия Права» Артем Ломовцев разобрал ситуацию на примере сервиса Едем.РФ, водитель которого разбился на трассе М-5. Юрист рассказывает, что интернет-сервис Едем.РФ работает от юридического лица ООО «Контент», зарегистрированного в Екатеринбурге. Сервис — правообладатель мобильного приложения и другой интеллектуальной собственности, то есть выступает агрегатором информации, с помощью которой пользователь помимо прочего может заключить договор или отказаться от заключения договора перевозки.

— Можно сделать вывод, что водитель в момент ДТП не являлся владельцем источника повышенной опасности по смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса, так как использовал автомобиль по заданию интернет-сервиса Едем.РФ с целью перевозки пассажиров из места, определенного этим сервисом, за определенную плату на условиях этого сервиса, — продолжает Артем Ломовцев. — Следовательно, водитель автомобиля, если его признают виновным в ДТП, не может считаться лицом, ответственным за причиненный вред.

Возможно, это его личный автомобиль, но в момент ДТП он осуществлял перевозку по заданию сервиса, а не в личных целях, получая за это оплату.

Юрист обращает внимание, что сервис самостоятельно принимает оплату за поездку: об этом говорит наличие кошелька пользователя, который можно пополнять для оплаты поездок.

— Помимо этого, на главной странице сайта есть раздел, где гарантируется безопасность пассажиров на основании рейтинга водителей их сервиса, — указывает Артем Ломовцев. — Поэтому мое мнение, основанное на нашей практике, таково: есть хорошие шансы получить возмещение морального и материального вреда родственниками погибших пассажиров с ООО «Контент», владельца данного интернет-сервиса. Агрегаторы такси уже давно признаются ответственными за вред, а также их таксопарки, и у нас есть положительная судебная практика в этом вопросе. Поэтому, думаю, тут можно провести аналогию.

Но сначала родственники должны обратиться за компенсацией через полис ОСАГО, а если он отсутствовал — то в Российский союз автостраховщиков. И уже потом появляется возможность требовать моральную или иную компенсацию с сервиса.

Должны ли сервисы типа Едем.РФ или BlaBlaCar нести полную ответственность за ДТП с водителями, которые пользуются услугами сервиса?

Да, стопроцентную
В идеале должны, но на практике — вряд ли
Нет, ответственность — на водителе

Водителем Toyota HiAce был 49-летний Евгений Показаньев, который трудился сварщиком на заводе, подрабатывая на перевозке пассажиров. В числе жертв ДТП оказался 23-летний Антон Корниенко из Челябинска. Троих пострадавших доставили в больницу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Что характерно, против никто не выступал». Эксперт — о повышении утильсбора и том, какие машины будем покупать
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Журналист — об отмене таможенных барьеров для иномарок
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Рекомендуем