Глава АВТОВАЗа Максим Соколов на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике предложил в три раза увеличить утилизационный сбор на иномарки. Он считает целесообразным для автомобилей с объемом мотора 1–2 литра поднять его с 300 до 550 тысяч рублей в 2024 году, а потом постепенно довести к 2029 году до 1 млн рублей. Свою позицию Соколов обосновал необходимостью защиты АВТОВАЗа от марок из КНР: «Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал, агрессивную экспансию на российский рынок, начинают "пробивать" планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей. Прежде всего, это автомобиль Lada Vesta». Наш автомобильный журналист Артем Краснов считает, что подобные высказывания главы АВТОВАЗа ставят вопрос, нужен ли вообще завод, основная миссия которого — не выпуск современных машин, а их выдавливание с рынка России? Далее приводим мнение Артема от первого лица.
Отнестись к идее Максима Соколова следует со всей серьезностью: год назад он уже предлагал увеличить утилизационный сбор с 178 тысяч до 300 тысяч, и Минпромторг принял соответствующие изменения с невероятной скоростью — в августе появилась новая сетка утильсборов, и именно такая, как просил глава АВТОВАЗа. Беда лишь в том, что Lada дорожали так стремительно, что даже этого гандикапа перестало хватать, тем более и «китайцы» умудрились скинуть цены. Теперь в ценовом диапазоне той же Vesta (от 1,5 до 2,4 млн рублей) прописалось полдюжины «китайцев»: Livan X3 Pro (от 1,559 млн), Changan Alsvin (от 1,65 млн), «Москвич-3»/JAC JS4 (от 1,655 млн), Haval Jolion (от 1,999 млн), Belgee X50/Geely Coolray (от 2,291 млн) и так далее. АВТОВАЗ, видимо, считает это чем-то вроде удара ниже пояса, словно чайнабренды ему что-то должны. И глава АВТОВАЗа прибегает к привычному пути наименьшего сопротивления, включая административный ресурс. В принципе, защиты от китайских марок периодически просят и американские, и европейские автопроизводители, но разница в том, что тамошние регуляторы не берут под козырек, как наш Минпромторг, который в этой ситуации всё больше выглядит подчиненным АВТОВАЗу ведомством.
Недавно я брал на тест-драйв обновленную Lada Vesta NG, и в целом она оставляет впечатление довольно зрелого автомобиля: да, у нее слабая шумоизоляция, спорный выбор вариатора (естественно, китайского) и не столь богатая комплектация, как у чайнакаров. Но и откровенной поделкой, как «Лады» из 90-х, она не кажется и в нынешних реалиях выглядит вполне здравой альтернативой китайским переднеприводным кроссоверам В-класса. Vesta практичнее, и ее подвеска лучше справляется с нашими дорогами.
Но проблема в цене: тестовая машина, например, стоила 2,128 млн рублей без учета ковриков, защит, сигнализаций и всего, что можно докупить. То есть модель местной сборки забралась на территорию импортируемых машин, цена которых по пути из Китая в Россию увеличивается почти вдвое. Просто для понимания: если убрать пошлины, за 2 млн наших рублей в Китае можно купить Chery Tiggo 8 Pro в одной из топовых комплектаций, а это куда более крупный автомобиль, чем Vesta. Поэтому и в ее оценках я осторожен: да, неплохой вариант для народа, жаль только, народу придется брать ипотеку, чтобы его купить.
Что будет, если АВТОВАЗ продавит очередное увеличение утильсборов? Проблема высокой стоимости местного производства не решится сама собой, просто завод получит возможность поднять цену сначала на 250 тысяч, а потом и на 700 тысяч. И да, наверное, мы увидим Lada Vesta за 3 млн рублей, а может быть, и за 5 млн. И снова кто-то из «китайцев» залезет на ее территорию, и снова АВТОВАЗ будет лоббировать повышение утильсборов. Это цикл может быть бесконечным. По сути, АВТОВАЗ говорит: запретите всех конкурентов, чтобы мы могли устанавливать любую удобную нам цену. Но это звучит странно, потому что в нормальных условиях с конкурентами надо конкурировать, а не запрещать их. И это особенно обидно в условиях, когда стоимость китайских автомобилей впервые за долгое время пошла вниз.
После ухода Renault АВТОВАЗ оказался в сложной ситуации, лишившись многих поставщиков и технологий. Я готов признать, что завод проделал убедительную работу по возвращению на конвейер четырех моделей, одна из которых, правда, отметила 47-летний день рожденья, а вторая является ее реинкарнацией (я о «Нивах»). Рынок ждал возвращения Lada Vesta, и сейчас она в топах продаж, опережая даже «Гранту». Но давайте без иллюзий: это происходит, потому что таможенные барьеры отсекают большую часть конкурентов АВТОВАЗа, потому что в Китае есть машины и за 500 тысяч рублей. Нужно ли затягивать гайки сильнее, чтобы АВТОВАЗ мог еще больше поднять цену? Я не уверен.
И это уже вопрос приоритетов. Сам АВТОВАЗ, видимо, рассматривает себя как некую аксиому, ради существования которой можно поставить раком всю страну. Но есть и интересы страны, в том числе ее потребность в автомобилях, ради которых сегодня приходится влезать в бешеные кредиты и пускать на покупку машин похоронные деньги за погибших бойцов СВО. И аргумент АВТОВАЗа о своей незаменимости выглядит странно в условиях, когда от дешевых и, в общем, уже неплохих китайских машин россиян отделяют только растущие таможенные барьеры.
Согласны с автором?