1 апреля у большинства автомобилистов изменится так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ): он используется при расчете стоимости ОСАГО и отражает аварийность водителя. Весенний перерасчет происходит регулярно с 2019 года, когда ввели единую дату изменения КБМ для всех водителей. Объясняем, что это значит и как проверить свой коэффициент.
До 2019 года КБМ водителей менялся в дату продления полиса ОСАГО, что создавало ряд неудобств, например, для водителей, вписанных в страховки разных автомобилей. Введение единой даты позволило внести однозначность: теперь у каждого автомобилиста есть персональный КБМ, который не зависит от количества полисов и автомобилей.
Что такое «апрельская схема»
Теперь КБМ меняется в зависимости от количества аварий с 1 апреля предыдущего года по 31 марта нынешнего: естественно, «в зачет» идут лишь ДТП, в которых была вина водителя и производилась компенсация по ОСАГО от его имени. Если таких аварий не было, КБМ снижается, если были — растет.
Кстати, такая схема не всегда интуитивна. Например, водитель попал в ДТП в апреле, а в мае ему нужно перезаключить полис ОСАГО, но его КБМ при этом останется неизменным, потому что апрельская авария изменит КБМ лишь в следующем году. Но верно и обратное: допустим, вы продлеваете полис в марте, отъездив год без аварий, но КБМ останется прежним и уменьшится лишь с 1 апреля.
Как считается КБМ
Узнать свой КБМ можно на сайте Российского союза автостраховщиков: для этого понадобятся данные водительского удостоверения. Имейте в виду, что КБМ, который покажет система в конце марта, изменится 1 апреля.
При первом страховании водитель получает КБМ, равный 1,17. Если он не попадает в аварии, в последующие 10 лет КБМ ступенчато снизится до минимального значения в 0,46. А вот аварии резко увеличивают КБМ, например, если водитель-первогодка попадает в ДТП по своей вине, в следующем апреле его КБМ составит 2,25, то есть будет вдвое больше, чем если бы он ездил без приключений. Максимальный КБМ для водителей, попадающих в аварии регулярно, составляет 3,92 единицы. Разница в цене ОСАГО аккуратного и проблемного водителя — 8,52 раза.
КБМ — один из самых «влиятельных» коэффициентов ОСАГО, и для умелых водителей стал лучшим способом экономии на страховке. Другие коэффициенты связаны с местом прописки, стажем и возрастом, мощностью автомобиля, сроком страхования.
По данным РСА, наибольшее количество водителей с минимальным КБМ (0,46) зарегистрировано в Москве — 46,7%. Всего же по России скидки за безаварийность имеют 93% водителей, а вот максимальный коэффициент 3,92 зарегистрирован у 0,01% автомобилистов. Впрочем, эта статистика может быть лукава, поскольку водители с дорогим ОСАГО предпочитают не оформлять его вовсе.
А какой КБМ у вас?
В апреле 2022 года таблица КБМ существенно изменилась: до этого границы были 0,5–2,45. Очередная крупная реформа ОСАГО состоялась в сентябре 2023 года, и в результате страховка для многих водителей подорожала. А с весны этого года оформить полис ОСАГО можно даже на один день.