Авто подробности Право на побег. Депутаты предложили смягчить наказание водителям за оставление места ДТП

Право на побег. Депутаты предложили смягчить наказание водителям за оставление места ДТП

Изменить хотят одну из самых жестких статей КоАП

Сейчас вызов ГИБДД или оформление европротокола обязательны при любых ДТП, даже самых ничтожных

В Госдуме обсудили изменение нескольких статей КоАП, и одним из наиболее интересных вопросов стало смягчение наказаний за оставление места ДТП. Нынешние Правила не оставляют водителю альтернативы даже в случае легких аварий, обязывая либо оформлять происшествие по европротоколу, либо вызывать ГИБДД. За неисполнение этого требования грозит лишение прав либо арест. Но бывают случаи, когда авария настолько малозначительная, что водитель не замечает ее момента и уезжает неумышленно. Кроме того, суровость Кодекса об административных правонарушениях используют мошенники для вымогательства у водителей денег за якобы случившееся ДТП. Чтобы побороть эту практику, депутаты предлагают добавить в КоАП альтернативы лишению прав или аресту.

Статья 12.27 КоАП РФ, часть 2. Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Как разводят у торговых центров

Случаются аварии, момент которых водитель не заметил: машины могут незначительно шоркнуться зеркалами или притереться на парковке. Нынешние нормы не разделяют серьезные и мелкие ДТП, уравнивания наказания. Этим пользуются мошенники, как — описал автоэксперт Юрий Панченко:

— Обычно они действуют около торговых центров. Выбирают машину, шкуркой оставляют на кузове потертости и ждут. Водитель уезжает, проходит 2–3 дня, ему звонят и обвиняют в оставлении места аварии. Записи с регистратора уже нет, обычно и записи с камер через такой срок уже не достать.

«С водителя требуют крупную сумму, угрожая обратиться в полицию и сообщить о побеге с места ДТП, за что грозит лишение прав»

Это особенно чувствительно для водителей, которые работают на автомобиле или, например, возят инвалидов и пожилых родственников. Обычно вымогаются суммы в несколько десятков тысяч рублей.

На парковках торговых центров автоподставщики нередко выбирают небрежно оставленный автомобиль: его хозяин с большой вероятностью не очень заботится о своей машине и его проще убедить, что он кого-то подбил

Кстати, ранее использовалась похожая схема, но водителя-жертву догоняли практически сразу, едва он отъезжал с парковки. Мы уже разъясняли, что если водитель не скрылся из поля зрения или вернулся на место аварии до приезда ГИБДД, он уже не подлежит лишению прав. В этом случае его наказывают по части 1 статьи 12.27 КоАП — штраф в 1000 рублей за невыполнение обязанностей после ДТП. При этом отъезжать с места аварии запрещено и другой стороне, поэтому если вам звонят с подобными претензиями, в первую очередь предложите тут же явиться на место якобы имевшей место аварии. Даже если мошенники вызовут ГИБДД в этот момент, вполне вероятно, что вы успеете приехать раньше, что исключит риски лишения прав.

Что предлагают депутаты

Обсуждение состоялось в комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Альтернатив предложили несколько. Например, дополнить статью 12.27 КоАП ремаркой, что если в ДТП не пострадали люди и не причинен существенный ущерб, а также в случае возмещения вреда квалифицировать деяние по части 1 статьи 12.27 КоАП (штраф 1000 рублей). При этом критерий незначительности ущерба не приводится, что оставляет территорию для споров.

Еще одна идея — дополнить часть 2 статьи 12.27 КоАП нормой об умышленности деяния: если водитель докажет, что он уехал, просто не заметив момент ДТП, его действие опять же будут квалифицировать по мягкой первой части статьи. Но более реалистичным сценарием участники обсуждения посчитали добавление во вторую часть статьи 12.27 КоАП альтернативного наказания в виде штрафа. Тогда в случае незначительности аварии судья сможет не лишать водителя прав. Наконец, обсуждается и введение третьей части указанной статьи, которая бы оговаривала критерии незначительности ДТП и неумышленности отъезда.

Одно из предложений: дать судам возможность ограничиваться штрафом в случае мелких ДТП или отсутствия умысла на побег

Юрий Панченко говорит, что проблема в самом деле достаточно острая, при этом формально у судей и сейчас есть право вменять водителю штраф. Он делится опытом:

— Несколько лет назад ко мне обратился водитель, который на автомобиле Skoda шоркнул ПАЗ. У Skoda были небольшие потертости, у пазика в принципе не осталось следов, поэтому водители решили вопрос на месте и разъехались. Когда водитель автобуса приехал в автопарк, его начальник поднял скандал, велел писать жалобу, представил дело так, что там чуть ли не половина ПАЗа была снесена. Водителя Skoda в итоге лишили прав на год. Мы написали жалобу, и дело рассматривал судья Центрального района. Он не поленился выйти к автомобилю, посмотрел повреждения, понял, что владелец ПАЗа преувеличивал, и отменил решение о лишении прав, сославшись на малозначительность происшествия. Такую практику ранее допустил Конституционный суд.

Но, по словам Юрия Панченко, подобный результат является скорее исключением из общей практики, а мировые судьи (то есть первая инстанция) почти всегда лишают водителей прав вне зависимости от ущерба и обстоятельств ДТП. Поэтому эксперт считает разумным дополнить наказание штрафом, например, 5 тысяч рублей, а также оговорить критерии незначительности ущерба.

— Обычно при мелких авариях остаются потертости на кузове и требуется перекраска элементов, так что разумным уровнем является ущерб в пределах 10–20 тысяч рублей, — добавляет он. — Этого должно хватить на перекраску одного элемента, хотя, безусловно, нужно учитывать удорожание запчастей и работ.

Нужно ли смягчать наказание за оставление места мелкого ДТП?

Лучше прописать в правилах возможность урегулирования на месте
Да, нужно смягчать ответственность
Нет, иначе будут злоупотреблять

Что важно знать об оставлении места ДТП

В России очень широкая трактовка значения ДТП: под ним понимают происшествие, связанное с движением автомобиля и повлекшее материальный ущерб либо травмы или гибель людей. Поэтому необходимость вызывать ГИБДД возникает довольно часто. Сдавали задним ходом и зацепили дерево? Это ДТП. Разбили шаровую опору на выбоине? Аналогично. Покорежили оранжевую полусферу на парковке? То же самое. Иногда ДТП считают даже обливание грязью пешехода, если он сможет доказать наличие ущерба (предъявит чеки из химчистки и так далее). Но, например, удар соседней машины дверью к ДТП не относится: в этом случае не было факта движения автомобиля.

Правила требуют от водителя сразу же после ДТП остановить автомобиль, но если водитель уехал слишком далеко или стал где-то вне дороги, это не считают побегом с места аварии: в этом случае водителя могут оштрафовать на 1000 рублей, так же как за отсутствие знака аварийной остановки. В ряде случаев правила даже требуют от водителей освободить проезжую часть (если нет пострадавших, а машина мешает проезду других автомобилей).

В случае тяжелых травм или гибели людей за оставление места ДТП не наказывают отдельно, но это серьезно усиливает уголовную ответственность водителя. Так, например, максимальный срок лишения свободы за ДТП с одним погибшим — 5 лет. Но если водитель скрылся с места такой аварии, наказание ужесточается, как за ДТП в пьяном виде, а предельный срок лишение свободы возрастает до 12 лет.

И помните: никакие расписки об отсутствии взаимных претензий не освобождают от ответственности за побег с места аварии. Впрочем, для возбуждения дела по части 2 статьи 12.27 КоАП чаще всего требуется, чтобы один из участников аварии почувствовал себя обиженным, вернулся на место аварии и вызвал полицию, а этим занимаются далеко не все.

А вот близкая история, в которой участники договорились о компенсации ущерба. Но потом один из них пожадничал и получил еще и крупную выплату по КАСКО, которую страховая решила взыскать с виновника. После обильных снегопадов на дорогах остаются колеи, и мы рассказывали, реально ли засудить дорожников в случае ДТП на таких покрытиях (реально и не очень сложно). Также мы публиковали историю о сгоревшей машине, которую отказывалась забирать страховая.

Попали в спорное ДТП? Напишите нам: мы разберем ваш случай с юристами.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем