Авто подробности «Частникам придется забирать жалкие остатки». Эксперты — об отмене двойного НДС для автодилеров

«Частникам придется забирать жалкие остатки». Эксперты — об отмене двойного НДС для автодилеров

Мнения о пользе нововведений в Налоговом кодексе разошлись

Изменения Налогового кодекса облегчат перепродажу автомобилей между дилерами, что сделает рынок более живым

В декабре Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, отменяющий взимание полного НДС при перепродаже автомобиля между юридическими лицами. Автодилеры давно просили о подобном изменении, что, по их мнению, сделает вторичный рынок более цивилизованным. Но ряд экспертов считает, что такой шаг приведет к монополизации вторичного авторынка дилерами и поставит частников в невыгодное положение.

Было и стало

Первичный НДС в 20% взимается с полной стоимости автомобиля при его производстве или ввозе в страну юрлицами. Но при дальнейшей перепродаже машины между физическими лицами НДС отсутствовал, а при продаже от дилера к частнику взимался с разницы в цене. Но при сделках между юрлицами за базу НДС принималась полная стоимость автомобиля, что фактически увеличивало ее сразу на 20%. С будущего года эти 20% будут взиматься только с разницы в цене.

Прежняя схема исключала переток машин между юрлицами и приводила к использованию обходных путей, например, с физлицом-посредником. По данным Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), только 1% сделок на вторичном рынке совершался между юрлицами, тогда как 90% перепродаж происходило между частными лицами, в том числе перекупщиками. РОАД давно призывала отменить двойной НДС, чтобы увеличить долю дилеров на вторичном рынке, которая сейчас составляет в районе 10–12%. Это, по мнению руководства ассоциации, повысит надежность сделок и создаст новую структуру вторичного авторынка как географически (снизив долю столичных продаж), так и с точки зрения бизнеса. Например, появится возможность организовывать аукционы по продаже автомобилей: такая схема популярна в Японии.

Отмена двойного НДС позволяет создавать отдельные компании, которые специализируются на выкупе автомобилей у частных лиц и предпродажной подготовке, тогда как торговлей займутся другие компании, имеющие шоурумы и клиентскую базу. Кроме того, дилеры смогут перейти на оптовый выкуп машин у других юрлиц.

Ложка скепсиса

В группе компаний «Регинас» считают, что от поправок в Налоговый кодекс не стоит ждать многого, например, они вряд ли скажутся на стоимости автомобилей на вторичном рынке, которая определяется другими факторами. Что касается расширения ассортимента у региональных дилеров за счет перетока машин из столицы, в «Регинасе» скептически смотрят на такую тенденцию:

— В Москве больше ассортимент автомобилей, но и цены выше, поэтому скорее возможен обратный переток машин из регионов в столицу, где можно продать их более выгодно, — считают в компании.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин настроен еще более критично: он считает, что отмена двойного НДС приведет к монополизации вторичного рынка автодилерами.

— Самая востребованная на авторынке профессия сейчас — это байер автомобилей, который будет оценивать, общаться с продавцом-«физиком», сбивать цену и выкупать машину. Дилеры готовятся, формируют целые отделы таких сотрудников. Потребителю, который захочет купить б/у машину, придется забирать жалкие остатки, которые не нужны дилеру, или опередить каким-то образом целые отделы профессиональных байеров, или покупать машину у дилера, где он из своего кармана оплатит маржу всех дилеров, участвующих в цепочке поставки, обязательные кредиты, страховки, карты помощи и прочее навязанное. Если раньше дилеры в крупных городах выкупали лишь отдельные, самые ликвидные позиции, чтобы сформировать свой сток, то сейчас они будут забирать всё, что способно самостоятельно передвигаться и хоть как-то ликвидно.

Антон Шапарин сомневается, что продажа подержанных автомобилей через дилеров обезопасит покупателей. Так, в отсутствие ответственности ничто не мешает продавать автомобили со скрученным пробегом. Хотя прецеденты аннулирования таких сделок есть, но они являются скорее исключением.

У дилеров — только 10% вторички

Игроки рынка, опрошенные «Автостатом», напротив, склоняются к тому, что изменение Налогового кодекса повысит конкурентность среды и ассортимент машин, например, позволит дилеру выкупать нужный клиенту автомобиль у компании в другом регионе, не накручивая при этом стоимость сразу на 20%.

В РОАД также подчеркивают, что вторичный рынок России еще далек от идеалов цивилизованных стран: например, доля продаж между частниками составляет 90%, тогда как в Евросоюзе она на уровне 50%, в Японии — 10%. При этом год от года растет привлекательность вторичного рынка, и если в 2021 году его объем оценивался в 5 миллиардов рублей, то в этом году приближается к 8 миллиардам. За два года резко выросла и средняя стоимость подержанной машины: с 788 тысяч рублей до 1,362 миллиона. В количественном выражении объем продаж на вторичном рынке уже который год колеблется около отметки в шесть миллионов, что примерно в шесть раз превосходит объем рынка новых машин. Поэтому б/у автомобили являются перспективным направлением автодилеров, и отмена двойного НДС должна интенсифицировать их работу в этом направлении.

Эксперты отмечают разрастание дилерских складов из-за нераспроданных китайских автомобилей. На этом фоне цены на «чайнакары» слегка снизились. На этой неделе в Челябинске начались официальные продажи бренда Jetta, который, по сути, предлагает модели Volkswagen для китайского рынка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем