Бейдж-инжинириг — явление не новое и не китайское. Клеить разные шильдики на технические близкие автомобили любит, например, концерн Volkswagen, и принадлежащие ему Skoda, Seat и младшие Audi строятся на платформах самого «фольца». Jetour из той же серии: он является самостоятельной маркой с отдельной дилерской сетью, но стопроцентно принадлежит Chery и строится на ее агрегатной базе. В первой модели «Джетура», кроссовере X90 Plus, зоркий глаз без труда определит родственный ему Chery Tiggo 8 Pro. И если продолжать фольксвагеновские аналогии, в данном случае мы имеем дело с чем-то вроде Skoda: X90 Plus крупнее донора, хорошо оснащен, но при этом еще и дешевле (то же, кстати, относится и ко второй модели, Jetour Dashing). В наши дни, когда каждая марка стремится зарядить максимальную цену, такое сочетание выглядит аномальным. С чем связана щедрость и зачем Chery конкурирует сама с собой, мы выясняли на дорогах Подмосковья.
Chery является рекордсменом по количеству суббрендов, ведь в России ее машины представлены марками Chery, Exeed, Omoda и Jaecoo, да и калининградские Kaiyi — тоже родственники. Зачем нужен Jetour? Скажу честно, не знаю. Подозреваю, что ответа нет даже у самой Chery, которая ведет разведку российского рынка боем, заполняя пустующие автосалоны разными марками и оценивая результат. В 2018 году под маркой Jetour в Китае хотели продавать более молодежные и агрессивные вариации «Чери». Но конкретно в России оформленного сегмента молодежных машин нет, как нет и денег у самой молодежи (ей бы на кредитную «Гранту» наковырять), поэтому Jetour заходит с модели X90 Plus, которая ориентирована на семейных сибаритов средних лет. Скорее Jetour метит в просвет между основной маркой Chery и полупремиальным брендом Exeed, тогда как, например, Omoda и Kaiyi ориентированы на автомобили попроще.
У «Джетура» благозвучный бренд и столь же приличный дизайн, хотя модель-прародитель просвечивает отчетливо: взглянуть хотя бы на подштамповку над задним крылом. Но больше всего настроение задают громадные 20-дюймовые колеса. Просвет, кстати, составляет недурные для кроссовера 210 мм, так что внешнюю схожесть машины с внедорожниками можно было бы считать оправданной, если бы не безальтернативный передний привод: полноприводных версий нет даже в Китае.
Компоновка интерьера в общих чертах напоминает о Chery Tiggo 8 Pro, но, если присмотреться, все детали разные: от селектора роботизированной трансмиссии до блока стеклоподъемников. Отделка салона вполне качественная и современная, но страдает типичными для китайских машин проблемами: черный пластик и обильные ЖК-дисплеи быстро пачкаются и бликуют. А еще почему-то у Jetour нет беспроводной зарядки для телефона, хотя удобное место под него предусмотрено.
Чем автомобиль впечатляет — это удобством для задних пассажиров. На втором ряду не только удивительно просторно, но есть и персональные дефлекторы, и USB-разъемы, и трехступенчатые подогревы сидений (у многие китайских машин таковых нет даже впереди). Jetour X90 Plus крупнее «восьмого» Tiggo — 4858 мм против 4722 мм, — при этом почти вся прибавка достигнута за счет растягивания на 140 мм колесной базы, поэтому просторность второго ряда вполне закономерна. В Китае, кстати, ценят машины с увеличенной базой: Jetour использовал фирменный национальный рецепт.
Багажник тоже хорош. Его паспортный объем в 478 литров под шторкой (и 723 литра до потолка) выглядит не рекордным для такого класса: например, у Skoda Kodiaq — 635 литров под шторкой. Но практичность добирается за счет множества секций-тайничков под полом и возможности сложить задние сиденья движением рычажка: пол выходит практически ровным. Главной проблемой багажника является тяжелая и не электрифицированная дверь (опция появляется в более дорогих комплектациях), закрывать которую мешает не самая удобная ручка. Не всем понравится размещение запасного колеса под задним бампером: представляете его состояние после снегопада на посыпанной солью дороге?
Из-за акцента на практичность я непроизвольно сравнивал Jetour X90 Plus со Skoda Kodiaq, который тоже ориентирован на большие длинноногие семьи. Правда, «Кодиак» короче, но по практичности превосходит Jetour по ряду параметров, кроме пространства на заднем ряду: в этой дисциплине, подозреваю, Jetour окажется одним из рекордсменов класса. При этом, в отличие от Tiggo 8 Pro Max, Jetour бывает только пятиместным, хотя в Китае для него предлагается и трехрядный салон.
На ходу он похож на своего донора, Chery Tiggo 8 Pro: та же чувствительность больших колес к мелким трещинам, тот же невозмутимо спокойный нрав. Не знаю, на какую молодежь изначально ориентировали Jetour, но конкретно X90 Plus понравится тем, кто позволяет себе роскошь не спешить. По умолчанию управляющая электроника включает режим Eco (есть еще Normal и Sport), а возможностей 190-сильного 1,6-литрового мотора в паре с семиступенчатым роботом с двумя сцеплениями хватает для езды по трассе, но не запугивания пассажиров темпом разгона. Робот работает мягко и даже сонно, и его подрезиненные реакции порой напоминают о вариаторе. Автоматическое сцепление при смене направления движения (вперед или назад) срабатывает задумчиво, так что Jetour X90 Plus излишней суеты не терпит.
Впрочем, у Jetour есть ответ и для любителей пошустрить: 2-литровый 245-сильный турбомотор, который радикально меняет динамику разгона. Если младшая модель разгоняется до 100 км/ч за 11 секунд, то более мощная версия — за вполне приличные 8,5 секунды. Разница в цене двух версий составляет в районе 10%, так что, вполне возможно, многие предпочтут более мощные моторы. По крайней мере, для езды по трассам я бы выбрал их.
То же касается управляемости: длиннобазный автомобиль не располагает к слалому, а усилие на руле скорее искусственное: оно не мешает, но и не передает нюансы происходящего. По настроению X90 Plus — это воспитанный слуга, который сделает свое дело и отойдет в тень, не привлекая внимания.
Но если по ходовым качествам он близок к Tiggo 8 Pro, то аура в салоне всё же другая: чуть лучше дизайн, чуть качественнее материалы. Jetour вряд ли претендует на статус премиального автомобиля, но ощущение от просторного салона с панорамной крышей — приподнятое. Правда, базовая аудиосистема поет весьма средненько (в топовых комплектациях предлагается музыка Sony), и качество изображения с камер весьма посредственное (опять же, в топовых версиях разрешение лучше).
Jetour X90 Plus предлагает насыщенную базовую комплектацию, в которой, не считая очевидных вещей (климат-контроль, АБС, ESP, подушки безопасности), сразу есть пакет теплых опций, включая подогревы руля и лобового стекла, панорамная крыша с электроприводом, светодиодные фары, 20-дюймовые колеса, цифровая панель приборов, комбинированная кожаная отделка (натуральная кожа плюс кожзам), электрорегулировка сиденья водителя и множество мелочей.
Jetour X90 Plus получился не только щедрым по оснащению, но еще и дешевле донора. Базовая цена «Джетура» стартует от 3,3 млн рублей, тогда как Tiggo 8 Pro стоит от 3,65 млн рублей, имея сравнимую (хотя и лучшую в мелочах) базовую комплектацию. За стоимость минимальной «восьмерки про» можно купить уже 245-сильный Jetour, которые стоят от 3,62 млн рублей. А самые дорогие Jetour X90 Pro оценены в 3,74 млн: у них более качественные камеры кругового обзора, есть система мониторинга слепых зон, память сиденья водителя, система старт-стоп и еще ряд опций.
Впрочем, насколько устойчива эта цена, неизвестно. Если бренд Chery россиянам известен уже почти 20 лет, то новой марке нужно чем-то зацепить воображение клиентов, и раз технически Jetour X90 Plus близок к прародителю, то сочетание размеров и стоимости играет ему на руку. Другое дело, что в случае успеха медовый месяц закончится быстро, и, не исключено, марку поместят на один уровень с Chery или даже выше.
При нынешней же ценовой политике Jetour выглядит конкурентоспособным не только на фоне Chery. Например, более компактный Geely Mojaro стоит минимум 4,63 млн рублей, то есть почти на миллион дороже топового Jetour X90 Plus. На стороне Mojaro полный привод и родство с Volvo, которая принадлежит Geely и разрабатывает для нее платформы, но в остальном автомобили вполне сравнимы. У Haval есть близкий по размерам внедорожник H9: он полноприводный, имеет семиместные и дизельные версии, но относится к классу рамных машин, морально устаревает (в России — с 2015 года) и стоит минимум 4,1 млн рублей. В арсенале Changan есть крупный кроссовер CS95, но и его цена составляет 4,15 млн рублей, так что, если искать паркетник длиной более 4,8 метра, Jetour X90 Plus выглядит серьезным соблазном.
Другое дело, что классовая принадлежность X90 Plus размыта, ведь он является растянутой версией среднеразмерного кроссовера, и, если вместимость второго ряда не имеет решающего значения, в конкуренты ему можно записать машины покомпактнее. Например, Haval Dargo, цена которого стартует от 3 млн рублей. Он имеет скромный багажник, но вполне вместителен на втором ряду, а при одинаковой цене имеет и сравнимую с «Джетуром» комплектацию, предлагая заодно и полноприводные версии.
Дебют Jetour в череде других марок говорит о серьезных амбициях Chery, а выделение его в отдельную ветку со своим дистрибьютором — о желании обострить внутреннюю конкуренцию между своими же брендами. Но если первая модель марки, X90 Plus, делает ставку на соотношение размера, комплектации и цены, то кроссовер Dashing привлекает еще и броским дизайном, тогда как цена от 2,389 млн позволяет ему бросить вызов более компактным кроссоверам вроде подорожавшего «Москвича-3» или Omoda C5.
Наконец, в рукаве есть имиджевый козырь, Jetour T2 (Traveller), с совсем уж необычной внешностью в стиле Land Rover Defender. Но он появится не ранее 2024 года, а осенью мы ждем Jetour X70 Plus длиной 4,75 метра, который также попытается заманить клиентов соотношением характеристик и цены.
В общем, на опустошенном российском рынке марка Jetour может занять место, которое освободилось после ухода средних и крупных кроссоверов Skoda или, допустим, KIA. Лишь бы клиенты не заблудились в созвездиях «черевских» брендов и поняли разницу между Jetour и, допустим, Jaecoo. Впрочем, еще важнее, чтобы у этих клиентов остались деньги на покупку автомобилей после очередного обесценивания рубля и роста утилизационных сборов.
В августе началось синхронное подорожание автомобилей, очередной виток которого ожидается осенью. Сильнее других прибавили в цене «Москвичи».
Благодарим компанию «КЛЮЧАВТО» за помощь в подготовке материала.