Начались продажи электромобилей «Москвич-3е», внешне практически идентичных бензиновым машинам, но отличающихся силовой установкой. Обе версии сделаны на базе кроссовера JAC JS4, но если обычный «Москвич-3» повторяет бензинового собрата во всем, кроме шильдиков, то электроверсию подготовили специально для России. В сравнении с китайской она имеет более мощный мотор (193 л. с. вместо 150 л. с.) и аккумулятор повышенной емкости (65,5 кВт·ч против 55 кВт·ч). Пробег на одной зарядке заявлен на уровне 410 километров, причем по современной методике измерений WLTP.
Назвать электрический «Москвич-3е» кроссовером сложно: он бывает исключительно переднеприводным, а просвет составляет легковые 150 мм: похоже, расположенная снизу батарея съела пару сантиметров клиренса. При этом электрическая версия на 360 килограммов тяжелее, и в снаряженном состоянии ее масса составляет 1800 кг, что немало для автомобиля длиной 4410 мм (гольф-класс).
Пока электрические «Москвичи-3е» являются редкостью: до конца прошлого года должны были собрать 200 таких машин против 400 бензиновых. В 2023 году планируется сделать 50 тысяч автомобилей, из которых 10 тысяч будут на электротяге. Если эти амбиции реализуются, «Москвич-3е» рискует стать самым популярным электромобилем в стране, потому что до сих пор годовые продажи таких машин всех брендов колебались в районе 1000 единиц.
Другой вопрос, удастся ли их продать, потому что базовая цена составляет 3,5 миллиона рублей, пусть и в неплохой комплектации с климат-контролем, системой стабилизации и подушками безопасности. Но близкий по оснащению бензиновый «Москвич-3» стоит от 1,97 миллиона рублей.
Основным конкурентом «Москвича-3е» будет другой китайский электромобиль под российским брендом — липецкий Evolute i-Joy. Оба псевдокроссовера имеют передний привод, близкие размеры и почти одинаковую цену. «Эволют» при этом лучше оснащен, но имеет меньшую мощность, которая в ходе российской адаптации снизилась со 176 л. с. до 163 л. с. Также у него меньше емкость батареи (53 кВт·ч против 65,5 кВт·ч), а заявленный пробег хоть и составляет 410 км, но измерен по более консервативной методике NEDC. Вообще есть ощущение, что при сертификации «Москвича-3е» учли наличие близкого конкурента и улучшили характеристики накануне выхода модели.
Есть и другие электромобили, выпуск которых планируют наладить в России. В арсенале, например, еще концепт e-Neva, которым заинтересовался АВТОВАЗ. Таким образом тольяттинский гигант пытается загрузить производственную площадку в Питере, доставшуюся ему от Nissan, хотя основной акцент, конечно, делается на бензиновые модели китайского происхождения. Попутно АВТОВАЗ намерен выпускать электрические Lada Largus в Ижевске, где раньше делали Lada Vesta (ее сборка переехала в Тольятти). Производство китайских электромобилей FAW Bestune NAT под маркой Alfarus в течение года начнется в Саратовской области. Это неудивительно: Минпромторг назвал локальный выпуск электромобилей приоритетом еще в 2021 году и анонсировал инвестиции в эту сферу чуть ли не в триллион рублей.
При этом, кстати, большая часть скороспелых проектов по сборке иномарок России провалилась.