MGORSK
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+10°

пасмурно, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

с-в.

734мм 71%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Авто Кризис-2024 подробности Совсем стрендили? Почему челябинские автодилеры переходят на электромобили в разгар кризиса

Совсем стрендили? Почему челябинские автодилеры переходят на электромобили в разгар кризиса

В отсутствие бензиновых автомобилей электротяга стала любопытной альтернативой

Тестовый электромобиль BYD Song Plus на улице Кашириных. Сотрудники компании определяют, каков реальный пробег на зарядке в мороз

Среди популярных словечек 2022 года в автомобильной сфере неожиданно выстрелил термин «электромобиль»: кажется, о них не говорит только ленивый. Новый российский бренд Evolute выпускает только машины на электротяге, «Москвич» обещает до конца года собрать 200 электрических «Москвич 3е», а в следующем году — до 10 тысяч. И даже АВТОВАЗ собрался возрождать Lada Largus в виде электромобиля. Всё больше таких машин предлагают и автомобильные дилеры, и мы поговорили со специалистами, чтобы понять, почему во времена сильнейшего кризиса на авторынке электромобили вдруг привлекают внимание и бизнеса, и клиентов? Неужели челябинцы «оттаяли» к самому трендовому виду автотранспорта?

Zeekr 001 в топовых версиях имеет заявленный пробег на зарядке в 1000 км, при этом до 80% батарея пополняется за 10 минут от электрозарядной станции мощностью 360 кВт. Таких, правда, в Челябинске пока нет, но сама заявка интересна

В автосалоне челябинской компании Electrocars стоит Zeekr 001, который не так давно прославился тем, что для него подготовили версию с пробегом на зарядке до 1000 километров. Сразу оговоримся, что китайские компании порой завышают данные пробега, и в Челябинске пока предлагаются Zeekr с менее емкими батареями в 86 и 100 кВт⋅ч, которые обеспечивают пробег до 606 км. Но лиха беда начало: еще каких-то пять лет назад нормой для электромобилей (кроме Tesla) были пробеги в 150–200 км, сейчас — втрое больше. Сам Zeekr 001 — это пятидверный спорткар с двигателями мощностью 544 л. с. (в полноприводной версии), богатым оснащением и ценой 6–7 миллионов рублей, этакий Porsche Taycan в китайской интерпретации.

Группа компаний «Регинас», в свою очередь, занимается исследованием потенциала рынка электрокаров, сделав ставку на продукцию китайской компании BYD. Лет пятнадцать назад в России она была известна как производитель недорогих автомобильчиков типа BYD Flyer и F3, но еще раньше BYD начинала с производства литий-ионных аккумуляторов. И когда в КНР начался электромобильный бум, BYD включилась в этот процесс до такой степени, что с 2022 года больше не выпускает классические автомобили: только электромобили и гибриды.

Слева — топовый BYD Tang, справа — BYD Song Plus

В шоуруме «Регинаса» стоят две электрические модели: среднеразмерный кроссовер BYD Song Plus (размером с Nissan X-Trail) и топовый BYD Tang с полным приводом и двумя электромоторами суммарной мощностью 517 л. с. Разгон до 100 км/час занимает 4,4 секунды, а пробег на одной зарядке у «Танга» 635 км. Стоимость такого «аппарата» — 6,5 миллиона рублей, то есть как у топовых версий более компактного Volkswagen Tiguan.

Пока сами сотрудники «Регинаса» тестируют младшую модель Song Plus. Она моноприводная, оснащается 184-сильным мотором и имеет паспортный пробег на одной зарядке в 505 км. А реальный? Руководитель дилерских центров «Регинас» на Кашириных Михаил Почетный, который ездит на «Сонге» ежедневно, рассказывает:

— В морозы часть энергии расходуется на подогрев салона и самой батареи, поэтому, по моим измерениям, пробег на полной зарядке батареи составляет 350 км, что вполне достаточно для режима эксплуатации между загородным домом и работой.

Такая электрозарядная станция мощностью 7,4 кВт ставится на месте ночевки электромобиля и позволяет заряжать его батарею полностью за ночь

Дома у Михаила электромобиль заряжается от бытовой 16-амперной розетки, что является, конечно, временным решением: полная зарядка батареи емкостью 72 кВт⋅ч займет больше суток. Михаил говорит, что для его небольших пробегов вполне хватает и обычной розетки, но для клиентов предлагается зарядная станция мощностью 7,4 кВт, что позволяет за ночь полностью возобновлять запас энергии. Цена такой станции — порядка 70 тысяч рублей с установкой под ключ. Из плюсов домашней зарядки — низкая стоимость километра пробега. Например, при бытовом тарифе в 2,5 рубля за кВт⋅ч километр обойдется примерно в 50 копеек. У кроссовера с расходом топлива 10 л / 100 км величина будет 5 рублей, то есть в десять раз выше.

Впрочем, не всё так просто: на скоростных коммерческих зарядках, которые также есть в Челябинске и пригороде, стоимость кВт⋅ч энергии составляет от 12 до 25 рублей, что приближает цену километра к таковой у бензиновых машин. Поэтому, конечно, выгоднее заряжать электромобиль от бытовой сети, но в пригороде Челябинска есть другая проблема — серьезный энергодефицит. Губернатор обещал газифицировать поселки Сосновского района, снизив нагрузку на энергосистему, но пока нужно иметь это в виду.

Эта электрозарядная станция «Фора» на Молодогвардейцев установлена еще в 2019 году и действует до сих пор

Что касается сетей электрозарядных станций (ЭЗС), то их в Челябинске несколько. Первая появилась еще в 2019 году, и мы протестировали ее с владельцем электромобиля, который обнаружил существенные изъяны: не самый удачный набор стандартов зарядки (у разных электромобилей они отличаются). Развитием сети ЭЗС на правах бизнеса занимается челябинка Яна Киприянова, чья компания в том числе принимала участие в строительстве станций в Челябинске. В ЭЗС вкладываются и сами дилеры электромобилей, например, та же Electrocars. Директор по развитию компании Семен Лапин рассказывает:

— Мы установили в Челябинске и области 51 ЭЗС, в том числе на междугородних трассах с расчетом, чтобы они были на расстоянии в 100 километров друг от друга. Например, мощная ЭЗС стоит около кафе «Автоланч» между Челябинском и Екатеринбургом.

Электрозарядная станция компании Electrocars. На трассе ставятся ЭЗС мощностью 150 кВт, что позволяет пополнить батарею даже крупного электромобиля за полчаса-час, в городе их мощность поменьше — 30–60 кВт

Компания использует станции разной мощности. В ЖК «Ньютон», например, есть ЭЗС мощностью 7 кВт и ценой 12 рублей за кВт⋅ч, но от такой станции современный электромобиль будет заряжаться ночь. В городе также есть станции мощностью 30–60 кВт, у которых можно пополнить энергию за час-другой — цена получается 16 рублей за кВт⋅ч. Наконец, для трасс приспособлены самые скоростные зарядки до 150 кВт и ценой 25 рублей за кВт⋅ч. В последнем случае электромобиль типа BYD Song Plus будет заряжаться примерно полчаса (а если в батарее есть остаток энергии, то и быстрее), но стоимость пробега при этом будет сопоставима с бензиновыми моделями.

Через мобильное приложение можно забронировать ЭЗС и оплатить энергию. В принципе, всё довольно интуитивно, но проблемой остается разношерстность сетей ЭЗС. У каждой свое приложение, а порой и разные системы зарядки

Пока и ассортимент электромобилей, и развитие инфраструктуры далеко от того уровня, чтобы можно было рекомендовать такие машины всем. Но на фоне того, что мы видели даже лет пять назад, прогресс впечатляющий. Почему вообще электромобили входят в моду?

Проще и чище

Электромобили стали фокусной темой для автопрома после пресловутого фольксвагеновского дизельгейта — скандала с занижением уровня выбросов дизелей. С тех пор почти все компании ежегодно добавляют новые электромобили в модельные ряды и разрабатывают для них отдельные платформы, например, у VW есть «тележка» MEB (на ней, например, строится востребованный в России Volkswagen ID.6). В Китае электромобилизация началась еще раньше, причем с велосипедов и легких скутеров, а потом перекинулась и на обычные машины: КНР сегодня относится к лидерам этой области.

Volkswagen ID.6 уже встречается на улицах Челябинска. Полноприводный кроссовер мощностью 313 л. с. и длиной больше, чем Touareg, продается за 4–6 миллионов рублей

Но при чем тут Россия? Мы и раньше шли в кильватере автомобильного прогресса, а сейчас окончательно отстыковались от современных трендов (напомнить про Lada Granta без АБС?). Да и эксплуатация электромобиля в России имеет свои особенности, особенно в морозы, ведь от температуры зависит емкость батарей и способность отдавать энергию. Тем не менее интерес к электромобилями парадоксальным образом растет именно сейчас. Почему?

По динамике разгона этот BYD Song Plus сопоставим с 2,5-литровым Nissan X-Trail

С точки зрения «чисто бизнеса» сказывается тот факт, что дефицит классических автомобилей невольно сместил интерес в пользу менее очевидных вариантов. Среди электромобилей много премиальных вариантов с богатым оснащением и сумасшедшей динамикой разгона, и на фоне аналогичных бензиновых автомобилей они обходятся даже дешевле (пусть и с учетом аномальности ситуации). Поскольку состоятельные люди часто живут в собственных домах или квартирах с паркингами, где есть зарядные точки, электромобиль становится вполне реалистичным вариантом, особенно когда для дальнобоя имеется и обычная машина. Но, безусловно, будущий владелец электромобиля должен иметь некий интерес к чему-то новому и прогрессивному, тогда как закоренелый консерватор всегда предпочтет классическую машину.

— Я бы не сказал, что кризис как-то сильно всколыхнул продажи электромобилей, потому что в России это в принципе очень небольшой сегмент, где наша компания занимает очень небольшую долю, — рассказывает Семен Лапин. — То есть пока называть это полноценным бизнесом рано, однако интерес к чистым электромобилям в Челябинске есть. И речь не только про очень богатых людей: есть вполне практичные электромобили за 3,5 миллиона рублей, а сегодня это цена среднего кроссовера.

Skywell ET5 мощностью 204 л. с. имеет хорошую комплектацию и пробег на зарядке до 400 км. Цена — около 4 миллионов рублей

Скорее, кризис сместил соотношение сегментов: если раньше электромобили выглядели совсем ничтожно на фоне массового автопрома, то сейчас являются всё более любопытной альтернативой. Удорожание классических машин почти нивелировало ценовую разницу, пробеги электромобилей выросли, а сети ЭЗС постепенно развиваются.

Электромобили активно пиарит и правительство в лице Минпромторга, которые запустил масштабную программу по переводу нашего автопрома на электрорельсы. Ее первенцем стал бренд Evolute, хотя пока речь исключительно о перелицованных китайских моделях, которые собирают под Липецком. Скоро к ним присоединятся электрические «Москвичи 3е». Зачем это правительству? Отчасти потому, что электромобиль сам по себе проще и лучше подходит для локализованной сборки (и для пускания пыли в глаза). Ведь его самым наукоемким узлом является батарея, которую можно импортировать из того же Китая или наладить собственное производство: например, гигафабрику строят в Калининградской области, есть проект в Москве. В остальном же электромобили значительно проще: у них зачастую нет коробки передач, полный привод реализуется установкой двух моторов, им не нужна сложная система смазки, впрыск топлива, турбонаддув, нейтрализатор выхлопных газов — всё то, что увеличивает сложность автомобиля. АВТОВАЗ не говорит этого впрямую, но между строк читается, что проект электрического Largus — это в том числе попытка обойтись без таких сложных агрегатов, как бензиновый двигатель и коробка передач.

Evolute i-Pro — первая модель липецкой компании

Стоит ли задуматься об электромобиле?

Очевидно, что пока это вариант на любителя. Пробега 300–500 километров для дальних поездок маловато, если учитывать, что сеть ЭЗС в глубинной России пока в зачаточном состоянии. Но такие пробеги уже вполне достаточны для городских и пригородных разъездов, а у обычных людей на них приходится 80–90% времени.

Снижение емкости батареи в морозы и с течением времени является другой проблемой. Но вот, для примера, история сибиряка, который ездит на своем Nissan Leaf круглогодично. К слову, Leaf относится еще к старому поколению электромобилей с куцей по современным меркам батареей. У китайских электромобилей емкость батарей выше, они становятся легче и дешевле, поэтому и проблема морозной эксплуатации понемногу теряет леденящую остроту.

«Регинас» установил несколько электрозарядных станций переменного тока около своих автоцентров

Михаил Почетный («Регинас») говорит, что компания BYD, которая изначально занималась именно батареями, уделяет вопросу их емкости и долговечности особое внимание:

— Батарея состоит из легкосменных модулей, то есть если отдельные ячейки выходят из строя, их можно заменить, не трогая батарею целиком. Кроме того, компания дает пожизненную гарантию на свои батареи, и хотя в России она не действует, сам факт говорит о том, что BYD уверена в своем продукте. Их аккумуляторы рассчитаны на 1400 циклов полного заряда, и даже если взять пробег на зарядке в 350 км, получится порядка полумиллиона километров.

Электромобили Weltmeister компании в автосалоне Electrocars. Их цена — 3–5 миллионов рублей

Семен Лапин рассказывает, что из множества электромобилей, которые представляет Electrocars, именно BYD отличается наиболее честными данными о пробеге на одной зарядке. При этом он говорит, что ассортимент электромобилей сегодня достаточно широк, и в качестве примера называет марки Zeekr, Nio, Wei, HiPhi, Skywell и Weltmeister. Компания возит их пока в режиме серого импорта, поскольку для прихода крупного производителя российских рынок электромобилей еще слишком незрел. Но дилеры не зациклены только на продаже таких машин.

— Мы занимаемся и обслуживанием электромобилей, причем на ряд марок даем гарантию: в их числе Skywell, Nio, HiPhi, — добавляет Семен Лапин. — У нас формируется склад запасных частей, в том числе кузовных деталей.

Weltmeister E5 стоит от 2,95 миллиона рублей. Это седан мощностью 163 л. с. и размером примерно со Skoda Octavia

Пока челябинские дилеры скорее прощупывают почву и оценивают потенциальный спрос. Развитие электромобилей тормозит замкнутый круг проблем: из-за небольшого количества «электричек» бизнесу невыгодно строить развитые сети ЭЗС, а отсутствие сетей тормозит сбыт самих машин. Но именно в нынешний кризис дело как будто сдвинулось с мертвой точки.

Готовы ли вы в обозримом будущем пересесть на электромобиль?

Да
Возможно
Нет

При этом новые автомобили известных марок у дилеров почти закончились. Среди дебютантов доминируют китайские модели. В Челябинске появился дилер новой марки, которая называется Tank (но делает не танки).

Имеете опыт эксплуатации электромобиля в Челябинске? Поделитесь им с нами!
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем