MGORSK
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+8°

ясная погода, без осадков

ощущается как +4

4 м/c,

зап.

727мм 51%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,73
Авто карточки Тарифы ОСАГО подскочат с 13 сентября. Отвечаем на вопросы об очередной страховой реформе

Тарифы ОСАГО подскочат с 13 сентября. Отвечаем на вопросы об очередной страховой реформе

Рассказываем о новых ставках и коэффициентах

Новые тарифы ОСАГО особенно остро почувствуют аварийные водители

Очередная внеплановая реформа ОСАГО состоится уже во вторник, 13 сентября, когда существенно расширится коридор базовой ставки: сейчас страховщики выбирают ее из диапазона 2224–5980 рублей, с завтрашнего дня разбег составит 1646–7535 рублей. Это означает увеличение максимальной ставки сразу на 26%, что является рекордом: до этого она прибавляла в основном по 10–20%. Тарифы уже корректировались в январе, и относительно прошлогодних уровней максимальная ставка ОСАГО выросла сразу на 39%. Ниже — ответы на популярные вопросы, связанные с реформой автогражданки.

Тарифы рассчитаны для региона с территориальным коэффициентом 1,64. Он актуален для Уфы, Екатеринбурга, Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска и еще нескольких городов. В Челябинске он составляет 1,88 единицы, так что страховка будет еще дороже
  1. Значит ли это, что полис обойдется мне дороже?
  2. А можно купить полис заранее, до истечения срока старого?
  3. Что делать, если страховая не продает мне полис?
  4. Для каких категорий водителей ОСАГО особенно дорогое?
  5. Как проверить правильность расчета цены полиса?
  6. Какое наказание грозит за езду без ОСАГО?
1

Значит ли это, что полис обойдется мне дороже?

Формально нет: страховщики имеют право выбирать любой базовый тариф из указанного коридора, а поскольку он расширился в обе стороны, в теории ОСАГО может для кого-то и подешеветь. Сами инициаторы настаивают, что реформа делается в интересах аккуратных автомобилистов:

— Новый этап индивидуализации тарифов по ОСАГО позволит сохранить цену на обязательную автогражданку для безаварийных водителей и поднять ее лишь для тех водителей, которые представляют реальную опасность на дороге, — объяснил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

То есть в видении реформаторов страховые компании как минимум сохранят базовый тариф для выгодных категорий клиентов, а рублем накажут рискованные сегменты. Но в реальности демпинга ждать не стоит. Ситуацию на местах описал нам директор «Центра страхования» Кирилл Смолин:

— Уже с лета этого года подавляющее большинство страховщиков, например в Челябинске, выбирают максимальную базовую ставку для любых клиентов, в том числе при пролонгации страховки для безаварийных водителей, — объяснил он. — В июне был скорректирован справочник стоимости запчастей, очередное его изменение будет в сентябре. То есть цены на ремонт растут, как и расходы страховых, поэтому они стараются накопить ликвидность. Я думаю, более вероятно, что после изменения ставок они будут работать с базовыми тарифами в диапазоне от прежнего максимума до нового, то есть от 5980 рублей до 7535 рублей. Грубо говоря, кому-то сделают 6100, кому-то — 6300, а если клиент им неинтересен — максимальную ставку.

Хотя тарифный коридор и расширился в обе стороны, у страховщиков нет экономической мотивации снижать стоимость полисов. При этом для клиентов из выгодных категорий (безаварийные, опытные и так далее) увеличение стоимости может быть незначительным. Не забываем, что аккуратные водители каждый год получают снижение коэффициента бонус-малус вплоть до минимального значения 0,46.

2

А можно купить полис заранее, до истечения срока старого?

Да, такая возможность существует: Кирилл Смолин объясняет, что у разных страховых срок покупки на опережение разный и достигает 45–60 дней. То есть в некоторых случаях уже сейчас можно продлить полис, который истекает в ноябре. При этом будут действовать тарифы на дату заключения договора, и такой подход иногда позволяет «успеть по старым ценам». Другое дело, что если клиент относится к невыгодным категориям, страховые могут неявно отказать в продаже, хотя с весны эту практику попытались прекратить за счет перестраховочного пула.

3

Что делать, если страховая не продает мне полис?

Как говорилось выше, проблему постарались решить за счет перестраховочного пула: он позволяет страховым компаниям делить риски при работе с невыгодными категориями клиентов. Тем не менее проблема отказов страховых остается, и мы по-прежнему получаем обратную связь от владельцев мотоциклов, коммерческого транспорта и такси, которым отказывают в продаже полисов.

Мы уже рассказывали, как действовать в таком случае: отказы страховых незаконны, и вы имеете право требовать оформление полиса. Сотрудник страховой может попросить вас написать заявление, но руководство компании обязано рассмотреть его в тот же день: убедитесь только, что правильно указываете данные и имеете необходимый комплект документов. В случае отказа требуйте письменное объяснение его причин, а если сотрудник не хочет оформлять такой документ, включайте видеозапись и фиксируйте диалог. Жалуйтесь на страховщика, например, через интернет-приемную Банка России.

Напомним список необходимых документов для заключения договора ОСАГО физлицам: заявление, паспорт или иное удостоверение личности, свидетельство о регистрации или паспорт ТС, водительское удостоверение, договор купли-продажи (если ОСАГО оформляется до регистрации ТС). Диагностическая карта техосмотра больше не требуется.

4

Для каких категорий водителей ОСАГО особенно дорогое?

В течение последних 7 лет принципы расчета ОСАГО регулярно корректировались. Так, возросла стоимость полисов для малоопытных и молодых водителей, повышены тарифы для такси и коммерческого транспорта, а этой весной подскочили коэффициенты для аварийных водителей. Если раньше потолок коэффициента бонус-малус (учитывает количество ДТП) был 2,45 единицы, то теперь — 3,95. А максимальная разница в цене полиса между аккуратным водителем и проблемным достигла восьмикратной величины.

Страховые могут хитрить, указывая водителю завышенный КБМ. Мы уже рассказывали, как его скорректировать. Проверить текущий КБМ вы можете на сайте РСА, также он указывается в полисе. Пересчет КБМ происходит 1 апреля каждого года.

В 2020 году изменилась форма для расчета предельной цены полиса, и сейчас для водителей-частников в Челябинске она составляет 232 тысячи рублей, в Москве — 222 тысячи, а для Уфы, Краснодара, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ростова, Екатеринбурга, Магнитогорска — 202 тысячи. Для таксистов эти значения примерно в 2,5 раза выше.

5

Как проверить правильность расчета цены полиса?

На бланке полиса есть детальная информация, необходимая для определения цены. Базовый тариф ТБ выбирается из диапазона ставок (с 13 сентября — 1646–7535 рублей) и умножается на несколько коэффициентов, зависящих от параметров водителя, автомобиля и условий страхования.

В примере выше базовый тариф равен 3805 рублям. Его умножают на семь коэффициентов, получая итоговую сумму.

КТ — это коэффициент территории, который определяется по месту прописки водителя. Крупные города обычно имеют гораздо более высокий коэффициент. Актуальные значения есть здесь.

КБМ, коэффициент бонус-малус, учитывает аварийность. Изначально он равен 1,17 единицы, но при езде без ДТП в течение 10 лет снижается до 0,46 единицы.

КВС, коэффициент возраста и стажа, определяется по таблице для каждого сочетания параметров. Например, для водителя в возрасте 23 лет и со стажем 2 года он составляет 1,71 единицы (подробнее тут).

КО учитывает количество водителей и в общем случае равен единице. Если же страховка делается для неограниченного числа водителей — 2,32.

КМ — коэффициент мощности. Для популярного в России диапазона 100–120 л. с. равен 1,2, в остальном выбирается по несложной таблице.

КС и КП — коэффициент сезонности и срока страхования. Чаще всего равны единице (при круглогодичном использовании автомобиля).

6

Какое наказание грозит за езду без ОСАГО?

По части 2 статьи 12.37 КоАП — штраф 800 рублей. Фиксация нарушений с помощью автоматических камер обсуждается много лет, но до полноценной реализации так и не дошла. При этом в случае аварии по вине безосажного водителя пострадавшая сторона имеет право взыскать с него полную сумму ущерба в гражданском порядке. Также есть прецеденты арестов за езду без полиса, но их легитимность вызывает вопросы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем