Город Владимир Сидоров, член Союза композиторов России, профессор кафедры «Музыкальное искусство эстрады» МаГК: «Если идея хорошая, то от ее рождения до воплощения проходит совсем немного времени»

Владимир Сидоров, член Союза композиторов России, профессор кафедры «Музыкальное искусство эстрады» МаГК: «Если идея хорошая, то от ее рождения до воплощения проходит совсем немного времени»

Кто вы, откуда и кто ваши родители, их отношение к музыке?

– Я родился в рабочей семье, мои деды приехали строить Магнитку, осели здесь, род разросся. Семья наша музыкальная. Мой родной дядя, Кузьмин Юрий Нифедович, – «Золотая гармонь России», руководил ансамблем «Марьюшка». Но в семье я – первый профессиональный музыкант.

Где и когда вы начали заниматься музыкой?

– Я попал в музыкальную школу в первый раз, когда мне было 6 лет: родители привели. Нужно было пройти комиссию, но я молчал, и в тот раз от меня никто ничего так и не услышал. А в 12 лет самостоятельно пришел в музыкальную школу еще раз и поступил в класс игры на баяне. Моим педагогом был Брайцев Владимир Михайлович, очень хороший человек и музыкант. Мы общаемся с ним до сих пор. Это он привил мне любовь к музыке. После школы поступил в училище на теоретическое отделение, затем – в консерваторию, уже как композитор. Начал писать музыку еще во время учебы в музыкальной школе.

Первое свое произведение вы написали в 15 лет. Что это было за произведение? Помните ли вы его? Кто был вашим первым слушателем?

– Конечно я его помню. Оно было написано для баяна: в то время я только этот инструмент знал. И слушатели были уже тогда. У меня даже грамота за подписью С. Г. Эйдинова сохранилась с конкурса баянистов, где я впервые исполнил свои произведения. Так что еще с тех пор проблем со слушателями у меня нет. К настоящему времени я автор уже более 110 опусов и, конечно, контролирую их, поддерживаю, но у каждого из произведений своя жизнь, у каждого свои исполнители и слушатели.

Сложно ли заниматься музыкой в наше время? Насколько она востребована?

– Занятия музыкой не зависят от времени или политической ситуации. Я не думаю, что у музыкантов какие-то особенные сложности. Посмотрите, например, на наших музыкантов, работающих в провинции: они же не сидят без работы, несмотря на кризис. В других сферах могут быть скачки: то безработица, то, наоборот, большой спрос на какую-то профессию. У музыкантов же все стабильно. И дело не в том, кто сколько зарабатывает. Это так относительно, сиюминутно и меняется очень быстро. Гораздо важнее, чем человек будет заниматься по жизни. И творчество не может быть хобби. Человек должен им жить, а не отвлекаться на время. Я знаю людей, которые выходят на пенсию, отработав жизнь на производстве, и просят меня помочь в творчестве. Потребность-то в них живет, но реализации не находит. Да, от уроков они, может быть, и получат какое-то удовлетворение, но результата для общества и для искусства такие занятия уже не дадут.

Как в наш век информационной перегруженности найти свою музыку? Ведь ее создано так много! Как найти своего слушателя?

– Я бы не сказал, что музыки много. Наверное, вся мировая музыка может уместиться в каком-нибудь мощном компьютере. Считаю, что

нет. Не знаю, сколько людей меня слушает, но знаю точно, что в каждом регионе мира есть эти люди. Пусть их не много в процентном отношении ко всему населению, но в целом набегает достаточное количество. Есть поклонники и ценители, есть фан-клубы в разных странах.

Как обстоят дела с авторскими правами и вознаграждениями?

– Музыкантам не стоит бояться проблем с авторскими правами, потому что законы об авторских правах, которые существуют в мире, направлены на защиту интересов посредников, торговцев «товаром», а не на защиту собственно авторских прав самих сочинителей. И любую проблему, возникающую в этом отношении, надо обсуждать особо.

Например, мне пишут дети из детского дома: «Хотим поставить спектакль на вашу музыку, но у нас нет денег». Конечно, я не возьму с них ничего. И даже напротив, предоставлю им все условия для постановки, чтобы у них проблем меньше было. И это нормально. Но когда между мной и исполнителем возникает посредник и трясет законом: «Платите мне за то, что я совершу эту сделку», – это плохо и неправильно.

Вы работаете во многих музыкальных жанрах: пишете для хора, у вас есть камерные произведения, песни, вашу музыку исполняют оркестры. Какой музыкальный стиль вас вдохновляет больше всего в настоящее время?

– Современная музыка зависит от тех новых возможностей, которые появились. В эстетическом аспекте сейчас происходит революционный процесс, когда все меняется, и это касается не только музыки. И я тоже пытаюсь выходить на новый уровень. Что касается музыки, меняется ее язык, способ бытования. Она теперь занимает абсолютно иную нишу в общественном сознании.

Как считаете, в наше время еще можно изобрести новую музыку, создать что-то свое, неповторимое, произвести фурор, как в свое время это сделали «Битлз»?

– В старых формах и традиционным языком – нет, конечно. В каждом времени свои условия, своя сфера выражения. Сегодня все забыли, в какой форме существовала музыка, когда не было электричества, а это было всего 100 лет назад. Мы только знаем как факт, что что-то происходило. На следующий день после любой премьеры журналисты могли написать в газетах: «Состоялась премьера! Как это здорово!» Или наоборот: «Провал!» Отклик, конечно, останется, но само произведение, возможно, больше не будет ставиться никогда, и его слышали только 300 человек. Мы никогда не услышим, как играл Паганини, мы знаем только легенду об этом. А ведь время той музыки закончилось совсем недавно. Очень важно понять разницу между веком прошлым и нынешним. Сейчас все по-другому.

Может быть, сложно произвести фурор на общем фоне?

– А какой фурор? Вы говорите об общественном ажиотаже? Фурор и качество музыки – совершенно разные вещи, такие же далекие, как шоу-бизнес и искусство.

Вы ведете работу с молодыми композиторами. Какую музыку пишут они?

– Их музыка очень отличается от той, что была раньше. И я рад сообщить о том, что сейчас много молодежи, которая пишет абсолютно новую музыку, свободную, интересную. Конечно, она не для широкого круга, а для интеллектуальной элиты. Ребята экспериментируют, ищут. Это талантливые композиторы, и их слушатели, наверное, будут разбросаны по всему миру. Я же их только направляю, помогаю соблюдать законы композиции.

В наше время все стремятся в Москву. Там для любого человека больше возможностей. Тем более для композиторов. Почему вы живете и работаете в Магнитогорске?

– Мне необходима возможность для творчества, и здесь она есть. Если мне предоставят лучшие возможности для реализации творческих процессов где-то еще, у меня не возникнет соображений типа «жалко Магнитку». Работа есть работа, и ее нужно делать там, где это лучше получается. Конечно, я патриот Магнитогорска, я люблю свой город. У меня много музыки на стихи магнитогорских поэтов, много музыки, связанной с городом, его людьми, и я их пропагандирую, как умею. Но сегодня мир открыт. Многие магнитогорцы живут вне Магнитогорска и приезжают сюда кто с концертами, кто просто в гости. И никто не обвиняет их в предательстве. Они живут там, где удобнее, где больше условий для творческой работы.

Можно ли в наше время заработать музыкой? Вы для коммерции что-нибудь пишете? Творчество творчеством, но и семью кормить тоже надо.

– Можно. Если человек что-то может в своей сфере, то и заказчик найдется. Это не зависит от профессии. Не могу сказать, есть у меня коммерческая жилка или нет, ведь мне даже не приходится задумываться об этом.

Как вы относитесь к компьютерной музыке? Ваша электронная сюита в семи частях «Парад планет» – это дань моде или проба пера в новом жанре?

– Вся традиционная музыка опирается на инструментарий, который существовал до ХХI века. Назовем это эпохой естественной музыки. Сегодня возник новый источник – электричество, с которым можно работать. Может быть, еще нет особенных результатов в этом направлении, но произойдет какой-то толчок, и они появятся. Гайдн в свое время писал для очень небольшого состава исполнителей, исходя из тех возможностей, которые у него были. В Лондоне его возможности изменились, к его услугам уже был большой симфонический оркестр, отличные исполнители, и он написал свои знаменитые Лондонские симфонии. Не было бы этого состава, не было бы и Лондонских симфоний. Вот и я исхожу из новых условий, стараюсь идти в ногу со временем.

Сейчас каждый, кто скачал пару семплов из Интернета, называет себя композитором. Какими навыками должен обладать настоящий композитор?

– Не каждый, кто умеет написать пару строк, является поэтом. Есть ряд направлений в современной молодежной музыке, где человеческое начало вообще не нужно. Например, музыка для дискотек – та, что делают ди-джеи. В манипуляции семплами, заданными программами, стереотипами нет творческого начала, нет нового, нет индивидуальности, идеи. Машина лучше напишет дискотечную музыку, чем человек. Вы задаете программу, машина выдает музыку, и публика принимает ее «на ура».

У вас большая творческая биография. И это касается не только композиторской деятельности. Вы были и остаетесь директором и звукорежиссером студии звукозаписи, в течение 10 лет были главным редактором радио «Магнитогорск музыкальный», с 1997 года – руководитель международного проекта «Музыкально-этнографический центр Южного Урала». Есть новые разработки?

– Наша студия является подразделением Магнитогорской государственной консерватории, обеспечивает звукозапись исполнителей МаГК в рамках учебной программы. Вот и сейчас – слышите? – флейтисты готовятся к конкурсу. Со дня возникновения студии накопилось очень много архивных материалов, которые будут интересны слушателям. Поэтому моя новая идея – создать радио, которое будет работать через Интернет с круглосуточной трансляцией. Да почему будет? Оно уже работает. Уже открыто 77 каналов, на которых вы найдете музыку на любой вкус. Если вам нравится классическая музыка – пожалуйста, открывайте канал по этому направлению. Нравится фолк? Пожалуйста! Вы хотите услышать кого-то из композиторов или исполнителей Магнитогорска? Все это вы найдете на нашем радио. Обязательно будет работать и детский канал, где юные исполнители могут себя услышать. Этот новый проект я обдумывал совсем недолго. Я вообще с воплощением никогда не затягиваю. Потому что если идея хорошая, то от ее рождения до воплощения в жизнь должно проходить совсем немного времени. Если возникают какие-то проблемы, трудности, то надо проверить, так ли хороша идея.

С 2006 года вы – профессор кафедры «Музыкальное искусство эстрады» Магнитогорской государственной консерватории. Вы научной работой занимаетесь?

– У меня есть наработки по разным направлениям, выступления на научных конференциях, много публикаций и в прессе, и в Интернете. Может быть, и монографию когда-нибудь напишу.

Вы довольны своим творчеством? Как вы оцениваете тот вклад, который внесли в музыкальную кладовую Магнитогорска, России, а может быть, и мира?

– Трудно самому оценить свое творчество. Но собой и своей работой я скорее доволен, чем наоборот.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем