Елена Хакимова из Аргаяшского района полтора года добивается выплат для своих четверых детей после гибели их отца в СВО. Сначала ей пришлось через суд доказывать, что муж находился в части и выполнял задание, когда погиб, потому что контракт с ним не заключили. А теперь она не может пробить стену равнодушия в местной соцзащите, где ее детям отказали в выплате одного миллиона рублей от Челябинской области. Подробности и комментарии министра социальных отношений — в нашем материале.
«В списках части не числится»
Муж Елены Ринат Хакимов уехал на спецоперацию добровольцем в апреле 2023 года, а 10 мая автомобиль, на котором он вместе с сослуживцами отправился на задание, подорвался на мине.
— Я долго ждала документы об исключении его из личного состава части, командование у меня запросило документы на выплаты, но потом воинская часть с глубоким сожалением сообщила, что муж в списках части не числится и они ничем помочь не могут, — рассказывает Елена.
Она осталась одна с четырьмя детьми, которым положены льготы и выплаты от государства, поэтому решила устанавливать факт гибели супруга через суд. То, что Ринат находился в части и выполнял задание командира, подтвердили свидетели и данные проверки военной прокуратуры, поэтому суд установил и факт его пребывания в части, и факт гибели в ходе спецоперации, а также признал право детей на выплаты (решение суда имеется в распоряжении редакции).
«Приходится пройти семь кругов ада»
В сентябре, когда решение вступило в законную силу, Елена подала документы в военкомат, страховую компанию и местную соцзащиту, но выплаты одобрили не все.
— Две выплаты от «Согаза» мы получили, еще одну от Минобороны — пять миллионов — ждем, на нее хотя бы не отказались принять документы. Четвертая выплата идет от региона — миллион, но в соцзащите мне говорят: «В решении суда же не написано, что соцзащита вам должна что-то выплатить!» У меня есть справка из военкомата, удостоверение семьи погибшего, но им вообще до лампочки, — возмущена многодетная мать.
В ответе, который Елена получила в конце октября за подписью начальника управления социальной защиты населения Аргаяшского района, толком даже не объясняется причина отказа: «Не положено по законодательству», — коротко говорится в документе.
— Я в Министерство социальных отношений писала, спрашивала, почему отказ, они говорят: «Нет факта заключения контракта». Я объясняю, что судилась и доказала это, но они отвечают, что работают по регламенту. Я даже в Москву к Путину летала — в приемную президента, — говорит Елена. — Главное, они нам льготы на ЖКХ сделали 50% как членам семьи погибшего, а миллион выплатить не могут.
При этом в перечне документов для назначения выплаты членам семей погибших военнослужащих нет требования предоставить именно контракт, есть «документы, подтверждающие сведения нахождения в составе добровольческих отрядов и участие в специальной военной операции».
— Получается, что, даже несмотря на решение суда и установление всех обстоятельств, имеющих значение для осуществления выплат, управление соцзащиты Аргаяшского района всё равно отказывает в выплате на формальном основании, это говорит об абсолютном безразличии и наплевательском отношении как к людям, которые защищают родину, так и к их детям. Приходится пройти семь кругов ада, чтобы добиться положенного детям по закону. Я уже и так полтора года бегаю из одной инстанции в другую, а у меня на иждивении четверо детей! — возмущена Елена.
Многодетная мать обратилась в прокуратуру в надежде, что ей помогут без очередного круга судов.
«Поручено незамедлительно назначить…»
Журналист 74.RU попросил министра социальных отношений Челябинской области Наталью Лугачеву прокомментировать ситуацию с выплатой семье. Она взяла небольшую паузу и после изучения документов совместно с прокуратурой сообщила, что вопрос решился.
— Для семей военнослужащих и добровольцев, погибших в результате участия в специальной военной операции, предусмотрено предоставление права на получение единовременной выплаты в размере одного миллиона рублей в равных долях родителям, супругам и детям. Решением Аргаяшского районного суда установлено, что Ринат Хакимов погиб при исполнении обязанностей военной службы в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период пребывания в добровольческом формировании. На основании вынесенного решения суда министерством дано поручение управлению социальной защиты населения Аргаяшского района незамедлительно назначить полагающиеся доли единовременной выплаты, установленной законом, детям погибшего, — прокомментировала Наталья Лугачева.
На момент написания материала специалисты соцзащиты с Еленой не связались, надеемся, это произойдет в ближайшее время.
Ранее мы рассказывали истории взрослых детей, которые после смерти своих отцов в СВО остались без помощи государства.
Какие выплаты положены семьям, потерявшим близких в СВО, — в нашем материале.