В марте заметно участились атаки украинских беспилотников на объекты в России, и обращает внимание расширяющаяся география прилетов. Если год назад ударам подвергались скорее приграничные регионы и столица, то теперь они идут на Ленинградскую, Нижегородскую, Рязанскую области и не только. Нападению часто подвергаются объекты, так или иначе связанные с промышленностью, например, среди последних целей было много нефтеперерабатывающих заводов. На Южном Урале таковых нет, но высока концентрация промпредприятий, в том числе Росатома. Есть ли вероятность, что украинские дроны, которые улетают уже на 800+ км от границы, атакуют челябинские предприятия? Ситуацию прокомментировал сайту 74.RU военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
— На данный момент это крайне маловероятно, потому что в распоряжении ВСУ сейчас, видимо, нет дронов с дальностью действия более 1000 километров, — объясняет он. — С территории, занятой ВСУ, до Челябинска 2000 километров, то есть пока вы, вероятно, за радиусом действия имеющихся систем. Но создание таких дронов — это не проблема, это возможно. Вопрос в том, что пока украинцам не до этого. Если бы такой дрон был создан, думаю, это вызвало бы серьезный ажиотаж и у нас, и в мире. Но пока нет признаков того, что это близко к реальности.
— Но нет ли риска запуска дрона с территории России?
— Я думаю, что их запускают с территории Украины. Дрон дальнего действия — это маленький самолет длиной 3–4 метра, размахом крыла 3–4 метра. Чтобы его запустить, нужно три, четыре, пять, шесть специалистов. Его нужно заправить топливом, это несколько больших канистр. Дрон нужно привезти, собрать. Чтобы он взлетел, нужна площадка длиной метров 100. Такая операция требует привлечения нескольких автомобилей, нескольких специалистов, почти наверняка радиообмен должен происходить. То есть если ФСБ такое пропустит, то это будет прям серьезный фейл, почти невероятный. Не думаю, что операцию такого рода спецслужбы Украины смогут провернуть. Это крайне маловероятно.
— Верно ли говорить, что «массивные» челябинские предприятия, вроде металлургических заводов, не являются приоритетной целью для дронов, потому что, грубо, потенциальный ущерб в любом случае будет невелик и атака получится скорее имиджевой?
— С одной стороны, вы правы, дроны дальнего действия несут ну максимум 10 килограммов взрывчатки. То есть крупнокалиберный артиллерийский снаряд больше несет. Но можно посмотреть сегодняшнюю атаку на рязанский нефтеперегонный завод: там видно, как работают дроны, их три или четыре. Они выбирают места, где взрыв нескольких килограммов взрывчатки вызовет какой-то эффект, места, где находятся топливо, энергетика, какие-то колонны на нефтеперегонных заводах. На металлургических заводах таких объектов меньше, но все равно можно найти что-то такое, что бабахнет. Либо повреждение каких-то узлов приведет к остановке завода, а это уже серьезный ущерб. Но я думаю, что и военные, и МЧС прорабатывают сценарий подготовки к таким возможным акциям.
Что ранее говорили эксперты
Близкого мнения придерживались эксперты, которых мы опрашивали около года назад после атак украинских беспилотников на Кремль. В связи с подобной угрозой в Челябинской области запрещен запуск любых дронов, включая любительские. Ответственность — вплоть до уголовной. Атаки украинских дронов прокомментировал и Владимир Путин. Вчера дроны прилетели сразу в девять регионов России. Очередная массовая атака случилась в ночь на 13 марта. При этом эксперты считают, что ПВО не всегда эффективна против дронов.