В конце декабря на улице Труда в Челябинске произошла жесткая авария: один из пассажиров столкнувшихся в лоб машин погиб, несколько человек, в том числе два ребенка, оказались в больнице. Возбуждено уголовное дело, следователи устанавливают виновника происшествия, свои версии высказали и наши читатели. А урбанист Григорий Шевченко уверен, что таких ДТП давно можно было бы избегать. Приводим его доводы от первого лица.
Ежегодно в ДТП про всему миру гибнет около 1,3 миллиона человек — целый город, такой как Челябинск. Такие цифры — это не просто статистика, и в некоторых странах показатели смертности стараются снижать каждый год.
В Швеции с 1995 года развивается программа Vision zero. Ее создатель Клаас Тингвалль, глава отдела дорожной безопасности в управлении дорожной администрации Швеции, задумался о том, что причины аварий — это не только скорость и глупость, а еще и окружающая среда.
Мотивировала его авария, произошедшая недалеко от Стокгольма: хетчбэк с пятью молодыми людьми, съезжая с эстакады, попал на мокрый асфальт, перевернулся и влетел в опору освещения. Все пятеро погибли. Тингвалль понимал, что, скорее всего, водитель не соблюдал скоростной режим, но опора, которая была выставлена на повороте, оказалась именно там, куда могло бы вынести и машину, просто потерявшую управление. Он вызвал к себе в офис чиновника, отвечавшего за эти опоры, и спросил, какие будут сделаны выводы после аварии. Ответ «никакие» не устроил его, и с этого началась работа по созданию безопасной среды.
Vision zero — это нулевая терпимость к смертям на дороге, каждую аварию разбирают и не только ищут виновников, но и рассчитывают, что можно улучшить, чтобы не допустить новых аварий. Основная парадигма строительства и проектирования дорог обновилась и теперь звучит так: «Строим для неидеальных водителей!»
Что это означает? Что идеальный водитель — скорее исключение, чем норма. На дороге вы можете быть сколь угодно уверены в себе и машине, но рядом с вами есть люди с маленьким опытом вождения, уставшие, пьяные (да, просто так от них не избавиться), залипающие в телефон, и главное — создать дорогу, которая сведет ошибки таких водителей к самым безобидным последствиям.
Найти статистику числа погибших в Челябинской области непросто, последние актуальные открытые данные относятся к 2022 году. За январь — май на дорогах региона погибли 93 человека, то есть около 18–19 человек ежемесячно. Данные по Швеции чуть свежее: вся страна, по данным ВОЗ, потеряла на дорогах за 2023 год 210 человек, что значит 17–18 смертей каждый месяц. Но население Швеции — почти 10,5 миллиона человек, а Челябинской области — около 3,4 миллиона.
Нормальная городская среда подразумевает невозможность разогнаться, не из-за знаков, а из-за количества поворотов, сужений, светофоров. Но я вижу, что у нас строят дороги по принципу «гони и перестраивайся», а пешеходов мы спрячем за заборы.
При этом в Челябинской области тоже есть комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, но туда невозможно попасть, о ее работе нет никакой информации в открытом доступе. Еще в 2021 году нам отказали в просьбе вступить в комиссию из-за «отсутствия должных знаний».
Vision zero — очень хорошая практика, уже показавшая свою эффективность. Стоит перенимать именно ее. Очень хочется, чтобы комиссия разобралась в причинах ДТП на Труда и обнародовала результаты, чтобы приглашала к себе общественников и открыто рассказывала, что предпринимается после каждой аварии, повлекшей серьезные последствия.