Участок М-5 от Златоуста до Аши — самый проблемный в регионе. Здесь водители стабильно застревают в пробках из-за ДТП. Именно здесь происходит до половины аварий, регистрируемых на федеральных трассах в Челябинской области. Решить проблему заторов должен новый участок магистрали в районе Сима. Стоимость обхода, а это сплошная эстакада длиной в километр, — 25 миллиардов рублей. Смотрим, как дорожники за пять лет освоили бюджет.
Трасса М-5 соединяет Восток и Запад страны. По ней грузовики везут пищу, топливо, сырье для производства. Люди на машинах и автобусах курсируют между городами. У челябинцев и свердловчан маршруты доходят до Тургояка, Зюраткуля и других туристических мест. Через нашу область проходит участок М-5 «Урал». Далее дорога ведет через Уфу, Самару, Рязань до столицы. На Южном Урале ее львиная доля однополосная, немногие участки разрослись до четырех. Тягачи и автобусы в сравнении с автомобилистами ездят медленно. Так замедляется весь поток.
Узкое место М-5
В планах дорожников — расширить трассу в самом загруженном месте, на запад за Златоустом, и водители смогут ездить по новым участкам быстрее и безопаснее.
— Трасса М-5 уже давно работает в режиме перегрузки. В сутки через эту дорогу проезжают тысячи автомобилей. В пиковые периоды интенсивность вырастает до 17 тысяч. Порядка 40%, а то и 60% из общего количества транспорта — это большегрузы, — говорит начальник управления федеральных автодорог «Южный Урал» Владимир Муравьев.
Из-за высокой нагрузки дорожникам сложно организовать безопасное движение. Медленная езда и пробки — обыденность для этой дороги. Нарушители выезжают на встречные полосы и сильнее тормозят поток. Хорошо, если вообще остаются в живых.
— Особенно сложные периоды движения создаются здесь зимой, когда продолжительные снегопады (порой длящиеся несколько дней) дают дополнительные сложности при передвижении по высоким перевалам, затяжным подъемам, — добавляет Владимир Муравьев.
На границе Челябинской области и Башкортостана расположен самый опасный участок дороги — между городами Аша, Сим, Усть-Катав, и проходит он по горной местности с перепадом высот. На каждую сторону проезжей части приходится по одной полосе. Если на трассе случается ДТП, трафик встает намертво. ГАИ организовывает реверсивное движение, чтобы хоть как-то разгрузить федеральную трассу.
Что строят на М-5 сейчас
На трассе в Ашинском районе трудится подрядчик — уфимское ООО «Дортрансстрой». Также специалисты строят новый обход Сима, работа над ним состоит из трех этапов.
Строительство мега-эстакады разделили на два этапа: первый через реку Ук, второй — через Сим. Еще будет эстакада, которая соединит трассу с городом. Ее хотят открыть уже в октябре-ноябре этого года.
Подрядчик привез на место около 300 единиц техники. Работают и самосвалы, и буровые установки. На них, по словам Владимира Муравьева, трудятся порядка 900 человек. На летнюю практику к дорожникам приезжают студенты, в частности, Челябинский автотранспортный колледж в этом году направил 15 человек.
Ашинский район скалистый, местность здесь крутая и очень сложная для строительства. Глава управления дорог «Южный Урал» говорит, что строителям и инженерам пришлось пешком проходить до места, чтобы начать работу. Горы пришлось взрывать еще до проезда спецтехники: иначе пробраться было невозможно.
До начала работ на месте дороги была сплошная чаща, для расчистки территории пришлось договариваться с местным лесничеством. С одной стороны, все просто: вырубил дерево — посадил новое. С другой — найти место для компенсационных высадок «Дортрансстрой» не может до сих пор. Древесину, объясняет представитель подрядчика, они продать не могут, все бревна уходят с госаукциона.
Через реку Сим эстакада протянется на один километр. Высота от уровня воды составит 39 метров. Для этого на участке возведут 28 опор. Так дорожники хотят избежать перепадов высот и сделать проезд по новой дороге максимально плавным.
Трассу стараются делать без перекрытий движения. В редких случаях пускают движение по одной полосе. Насовсем поток останавливают только в случае буровзрывных работ. Их проводят либо во вторник, либо в четверг каждую неделю, об этом предупреждают водителей. Это зависит от готовности субподрядчика: взрывчатку закладывают челябинские или башкирские организации. Подорвут заряд или нет, так же могут решать погода и сезон. Подрядчик делится, что в зной работы как-то пришлось отменить — никто не хотел, чтобы из-за взрывов водители стояли на жаре.
А жители Сима недовольны
Первые проблемы с реконструкцией начались еще до строительства, напоминают дорожники. На пути у новой трассы лежат магистральные сети (телефон и интернет), которые так же, как и М-5, соединяют восток и запад России. Чтобы не оставить без связи весь Дальний Восток, пришлось работать более щадящими методами, и это увеличило срок строительства.
Жителей Сима не порадовало появление нового объезда. Об этом во время съемок рассказала корреспондентка местной газеты. Люди боятся, что интенсивное движение негативно скажется на их главной достопримечательности — Жуковой Шишке. Гора, напоминающая полуостров, находится по соседству от прокладываемой дороги. Но представитель подрядчика заверил — все планы по строительству были согласованы в администрации города: прошли публичные слушания, и напрямую подрядчику тогда никто недовольства не высказал.
Движение через Сим после сдачи объекта станет безопаснее, поскольку основной поток грузовиков уйдет в обход, заверяют дорожники. К тому же, запланировано строительство съездов, чтобы жители могли заехать в город с двух сторон — с запада и востока.
Не только трасса М-5 нуждается в расширении, но и другие востребованные дороги. Так, у озера «Еловое» в жару под знаками паркуется толпа отдыхающих, что уже привело к трагическому ДТП с пешеходом, который выбежал на дорогу. А трассу Челябинск — Екатеринбург хоть и сделали четырехполосной, ДТП на ней не редкость: в прошлом месяце там разбился микроавтобус, который вез попутчиков через специальное приложение. Погибли четверо.