В Магнитогорске конфликтуют представители двух садовых товариществ — СНТ «Богатый остров» и «Горняк». Первые считают, что в сезонный садовый автобус № 11 не должны пускать садоводов из «Горняка», потому что из-за них в салоне не остается сидячих мест и случается давка. «Островитяне» полагают, что ситуацию может решить только губернатор, поэтому написали обращение в группе «Текслер, помоги» во «ВКонтакте». Корреспондент MGORSK.RU выслушал все стороны конфликта.
На остановке «Художественная школа» знакомимся с садоводом Ириной, которая ждет первый рейс автобуса № 38 до сада «Горняк». Пенсионерка стоит чуть поодаль от группы бабушек, говорит, что те из СНТ «Богатый остров». Ирина в ужасе от гневного поста в соцсети.
— Они (садоводы из «Богатого острова». — Прим. ред.) такие вредные! Это кошмар какой-то, такую петицию на нас написали. Совсем уже? Ну, людям всем надо ехать, — возмущается женщина.
Как объяснила Ирина, владельцы садов в «Горняке» действительно пользуются маршрутом № 11. И на это есть причины. Автобус № 38 (до их сада) ходит реже, чем 11-й, и бывает, что опаздывает.
Чтобы не терять время, горняковцы садятся в автобус № 11. Он идет до садов «Зеленая долина» (конечная остановка. — Прим. ред.), заезжая по дороге сначала в «Горняк» и другие СНТ и уже после направляясь в «Богатый остров».
— Наш автобус не всегда ровно приезжает. Он то китайцев на работу возит, то еще что-то. Вот мы и стоим, — говорит Ирина. — Первый рейс, например, с 8 утра должен быть, он едет в 08:20, 08:25, и мы идем на 11-й. Что они взбунтовались?
Ирина рассказала, что негатив в свою сторону ощущает, едва заходит в автобус № 11. Те, кто едет в «Горняк», должны предупредить водителя заранее об остановках. Как только другие пассажиры слышат это, начинают конфликтовать:
— Бабки кричат: «Не сажайте!» Почему не взять-то, я не пойму?
Раиса Яковлевна стоит в очереди на автобус до «Богатого острова». Пенсионерка рассказала, что в этом сезоне ей приходится отказываться от поездок в сад, потому что в автобусе не хватает места.
— Автобус маленький, горняковцы стараются на наш автобус попасть. Я собираюсь сад продавать, мне это не надо! Я 7 мая посадила перцы и первый раз после этой даты еду. Всё из-за этого! — возмущается садовод.
В салоне автобуса Раисе Яковлевне начинают вторить другие пассажиры.
— Автобус наш ходит на самое дальнее расстояние, больше к нам в сад не на чем уехать. Маршрутки к нам не ходят. Фактически автобусом пользуются пенсионеры, это ветераны труда города Магнитогорска. Сегодня погода плохая, поэтому вы истинную картину не увидите, что происходит на самом деле, — говорит с места Елена. — Автобус обслуживает «Богатый остров», но, помимо этого, мы проезжаем «Горняк» и другие сады. А когда жарко — еще и молодняк, который купаться ездит, и рыбаки. Битком, крик, шум, дышать нечем.
Юрий Васильевич считает, что на ситуацию может повлиять перевозчик, который не хочет это делать.
— Частному перевозчику выгодно возить, чтобы народа было много. Он получит больше, если возит больше людей на маленьком автобусе, — утверждает мужчина.
Мы обратились за комментарием к директору ИП, который отвечает за маршрут № 11. Андрей Ефимов ответил корреспонденту, что знает о конфликте садоводов.
— Спор возникает из-за того, что данный маршрут самый длинный у нас в городе из садовых. И вот «Богатый остров» почему-то решил, что это их автобус и садоводы «Горняка» не имеют права в нем ездить. Вплоть до того, что одни садоводы выгоняют других, — ответил Андрей Ефимов. — Извините меня, почему я должен ехать пустой? Для меня все садоводы — пассажиры. И на каком основании я имею право отказать другим пассажирам ехать на этом автобусе?
Не пускать рыбаков и молодежь, которые летом ездят до «Богатого острова» из-за близости СНТ к реке, перевозчик тоже не может.
— Какие законные основания у перевозчика отказать? Никаких. Пожалуется в прокуратуру молодой человек, прокуратура наказывает: почему я не посадил молодого человека? И я ответственность буду нести, — объясняет Андрей Ефимов.
По словам перевозчика, в автобусе 41 место: 25 сидячих, остальные пассажиры должны стоять. Но такой вариант не подходит возмущающимся.
— Они говорят: «Это наш автобус, только мы должны на нем ездить. Он переполненный, хотим сидя ездить». У меня бухгалтерская отчетность, и, понимаете, более 40 человек ни разу не было. Да, конечно, бывает, что 35–40 человек едет — они стоя едут, с рассадой. Конечно, есть неудобства. Но весь остальной день он ходит — человек 10–15 пассажиров в нем, — продолжает Ефимов.
Больших автобусов на этом маршруте садоводам ждать не стоит, подчеркнул перевозчик.
— Большой автобус на дизтопливе ходит, на солярке, очень дорого. Мне пришлось купить вот этот автобус и поставить его на метане, и он окупается, — объяснил он. — Я вам скажу, вот в этих больших автобусах сидячих мест меньше. Они просто свободнее, там можно зайти с рассадой, с колясками.
Решить проблему садоводы могут сами, считает Андрей Ефимов. Для этого им нужно уезжать в сады группами в разное время. Поскольку днем автобус № 11 часто пустует, часть пенсионеров могла бы уезжать на грядки в это время. Но для этого конфликтующим сторонам необходимо договориться, уверен предприниматель.
Напомним, что 16 апреля в Магнитогорске запустили автобусы по 13 садовым маршрутам. Транспорт ходит до всех СНТ города.