Политика Происшествия Умер Михаил Горбачев летопись «Взрыв был страшной силы, рельсы выворачивало»: вспоминаем приезд Горбачева на место Ашинской катастрофы

«Взрыв был страшной силы, рельсы выворачивало»: вспоминаем приезд Горбачева на место Ашинской катастрофы

Что он сам говорил о трагедии и чем запомнился врачам, спасавшим раненых

К моменту прилета Михаила Горбачева на место трагедии местами еще горел лес

В ночь на 31 августа в Москве на 92-м году жизни умер бывший президент СССР Михаил Горбачев. На Южном Урале он бывал еще в статусе генерального секретаря ЦК КПСС вскоре после назначения на эту должность. 4 июня 1989 года политик прилетел на место Ашинской катастрофы.

4 июня 1989 года на перегоне Аша — Улу-Теляк на границе Башкирии и Челябинской области взрывом газа уничтожило два пассажирских поезда: роковое стечение обстоятельств привело к железнодорожной катастрофе века. Один поезд шел из Адлера в Новосибирск, второй — в обратном направлении. Ехали в них в основном уральцы и сибиряки.

— В Аше на крыльце больницы я увидел такую картину: стоят [Михаил] Горбачев, [Евгений] Чазов — министр здравоохранения, [Дмитрий] Язов — министр обороны, а кругом люди — местные жители, ашинцы. И вот они спрашивают у них, мол, как, что, почему так? — вспоминал хирург Юрий Сивачев, который одним из первых пришел на помощь раненым в результате Ашинской катастрофы. — А когда пошли совсем нехорошие вопросы, все начальники предпочли быстренько смотаться.

— Я прилетел на место вторым эшелоном. Мы успели провести сортировку, часов с 10 началась эвакуация, потом ее прекратили, потому что ждали Горбачева, — вспоминал еще один хирург, помогавший пострадавшим, Владимир Титов. — Всё встало. Начались ливень, гроза, мы с коллегой оперировали одну-единственную девочку лет 10, у нее был разрыв селезенки и 95 процентов ожогов.

Горбачев осмотрел место катастрофы и общался с людьми

Катастрофа произошла в ночь на 4 июня, Горбачев был на месте происшествия во второй половине дня.

— Горбачев прилетел уже часа в четыре, до этого никакой эвакуации не было. С ним прилетела группа московских врачей, — рассказывал Владимир Титов. — После этого началась бесшабашная эвакуация, хватали больных, везли кого куда, истории даже во внимание не брали. Из-за этого погибших потом разыскивали по моргам Уфы и Челябинска. Я улетал последним бортом, у меня было девять ребятишек и пять мужичков, только в два часа ночи мы прибыли в Челябинск. Если бы это было всё вовремя… Люди были в сознании, у кого были сочетанные травмы, просто погибли на месте. Зато государственные награды потом получили именно москвичи, все, вплоть до санитарок.

Сохранились воспоминания Горбачева об Ашинской катастрофе. Найти их можно на сайте «Горбачев-фонда». Это было выступление на утреннем заседании I съезда народных депутатов СССР 5 июня 1989 года:

— Вчера мы с товарищем Рыжковым вылетали к месту катастрофы. Там сразу же, с первых минут, местное население пришло на помощь пострадавшим. Это глухое место, вдали от больших поселков. Самый большой населенный пункт — город Аша Челябинской области — в пятнадцати километрах, — рассказывал Михаил Горбачев. — Местное население, услышав и увидев, что что-то произошло, направилось к месту взрыва. Когда увидели всё, передали информацию о случившемся в Уфу, в районные центры и в Челябинск. Всю ночь местное население спасало людей. Уже буквально в первые минуты и часы сто бригад скорой помощи выехали из Уфы. Тех, кто остался жив, трудно пока учесть. Вчера, когда мы были на месте, в живых оставались свыше 580 человек, но многие из них в тяжелом состоянии. Уже вчера в ходе дня несколько человек скончались.

Увиденное Горбачева явно поразило

— Трагедия большая, даже трудно представить. Трубопровод в километре от железной дороги, мы туда ходили, смотрели, — поделился с депутатами Горбачев. — Еще сейчас туда нельзя подойти, горит пламя: это выгорает продукт. Очевидно, в том месте, где горит, и образовался прорыв этого продуктопровода. Сам продукт стекал по наклонной местности к железной дороге. В связи с тем, что погода в эти дни была теплая, газ начал подниматься и заполнять лощину. Видимо, создался большой взрывоопасный массив. Поэтому взрыв был такой страшной силы, что там и лес, и всё другое сразу уничтожено на большом пространстве. Рельсы выворачивало. В общем, там люди попали в такую беду, что страшно даже подумать.

Съезд тогда начали с минуты молчания, а ежедневный заработок Горбачев тогда предлагал отдать семьям пострадавших и погибших.

— Сейчас работает комиссия. Медики во главе с товарищем Чазовым — там. Все крупные ожоговые центры страны мобилизованы, ведущие специалисты мобилизованы, все там работают. Люди кровь сдают. В общем, там делают всё, но положение очень тяжелое. Нам придется из этого извлекать очень суровые уроки, — признал Михаил Горбачев. — Вчера перед отлетом туда мы советовались с товарищами из Политбюро и условились, чтобы они поехали в гостиницы и проинформировали депутатов. Многие в ходе этих бесед высказали пожелание, чтобы все депутаты, исходя из чувства милосердия, отчислили свой ежедневный заработок в фонд милосердия для оказания помощи семьям. Конечно, ни близких, ни детей не заменишь, но быть рядом с людьми — надо. Я думаю, мы откликнемся на это. И еще. Мы объявили сегодняшний день днем траура. У нас такое мнение: сегодня сделать перерыв в работе. Завтра в 10 часов провести заседание Съезда, а в 16 часов — заседание Совета Национальностей. А время, которое сегодня будет, депутаты могли бы использовать для того, чтобы побывать в правительстве, в ЦК, в министерствах с нерешенными вопросами или, наоборот, проверить, как решаются вопросы.

Трагедии можно было избежать, обрати внимание сотрудники на падение давления в газопроводе

Говорил генсек на съезде и о возможных причинах трагедии.

— В 20 часов по московскому времени, за три часа до событий, в продуктопроводе было обнаружено падение давления. Я не берусь судить о том, как надо было действовать, но здравый смысл подсказывает, что требовалось установить: отчего это происходит и почему? Сейчас следственные органы взяли под контроль всю технику, которая фиксирует параметры работы продуктопровода, — рассказал депутатам Горбачев. — Но по первой информации, хотя это всё тоже подлежит уточнению, персонал, не разобравшись, что происходит, включил насосы, чтобы поднять давление. И, видимо, гнали продукт в трубу, а он вырывался в прорыв, и это всё накапливалось в лощине. А когда много накопилось и поднялось до уровня контактных проводов — хватило искры, и всё это взорвалось. Вот что там было.

Место, где произошла катастрофа, вдали от больших населенных пунктов

— У меня случившееся вызвало очень большое беспокойство, — признался Горбачев. — Возникает вопрос: почему это два поезда оказались вместе? Как известно, они на этой станции не должны были встречаться. Во всяком случае, надо разобраться. И с местными жителями мы беседовали. Люди говорят, что надо во всем разобраться. Как бы опять дело не выходило на некомпетентность, на безответственность, на бесхозяйственность, на безобразия. Дело у нас не пойдет, если расхлябанность будет оборачиваться такими трагедиями человеческими, уж не говоря об экономических последствиях.

Всё, что известно о смерти Горбачева к этому часу, читайте в онлайн-трансляции. Мы вспомнили 7 главных цитат, благодаря которым запомнили Михаила Сергеевича, а также исторические обстоятельства, в которых были сказаны эти слова.

Большой материл об Ашинской катастрофе можно найти здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем