Перед тем, как войти в класс с пистолетом, ножом и молотками, 13-летний школьник из Челябинска оставил у себя на странице странные сообщения. Один из постов выглядел как бессвязный текст о свободной нации и о том, что «на самом деле нету хорошего и плохого, и ада нету». А второй был зашифрованным посланием для своих — поклонников некого Антона М. и созданной им системы телеграм-каналов для подростков, где публикуются задания и инструкции по пыткам и убийствам. Что известно об опасном сообществе и как уберечь своего ребенка — в материале 74.RU.
Кто такой Антон М.
Повторяющимся символом нового квеста стала кошка из Hello Kitty, держащая оружие в руке. Эту картинку в разных вариантах увидеть можно во множестве тематических каналов. При этом большинство открытых источников не содержат ничего подозрительного — лишь ссылки на инструкции для желающих вступить в сообщество. Весь запрещенный контент можно получить лишь после отбора.
— Деструктивный канал и организация. Он не имеет никакой идеи и цели, то есть каждый желающий вне зависимости от мотивов имеют возможность вступить в данный канал и пользоваться инструкциями в своих личных целях, — заявляется в одной из гуляющих по интернету видеоинструкций.
Сам отбор уже выглядит как квест с заданиями. Именно это, вероятно, и привлекает детей. Первые задачи могут быть внешне безобидными — например, распространение «агитации» с аббревиатурой сообщества.
— Тут есть несколько вариантов — три тэга, одно граффити или десять наклеек. Вы просто ходите по городу и пишите на стенах или клеите наклейки. Потом скидываете фотографии или видео в бота, пишите причину, по которой вы хотите попасть в канал — и всё, вам кидают ссылку, — говорится в инструкции.
Фото и видео требуют делать с нескольких ракурсов, чтобы исключить фотошоп и монтаж, при этом подчеркивается, что в надписи не должно быть никаких ошибок. Часть наклеек кандидатам предлагают «с сюрпризом» — закрепляя под нее лезвие, что уже мало похоже на шутки. И одним заданием отбор среди желающих не обходится.
— Тех, кто прошел определенный уровень, приглашают в еще один телеграм-канал, где все уже не так безобидно: например, дают задание разбить окно камнем, — сообщило РИА Новости. — Чтобы получить доступ к каналам и вступить в «игру», необходимо выполнить минимум десять заданий, засняв все на видео.
«Агитация» сообщества идет в тиктоке, в многочисленных мемах, при этом часто встречаются отсылки к некому Антону М. — его называют администратором и автором каналов. Вероятнее всего, речь идет о псевдониме, потому что вне сообщений о сообществе упоминаний об этом человеке нет. Зато участникам квеста он позиционируется как «легенда» и «лидера мнений» — в одном из созданном им телеграм-канале Антон М. размышляет о «биомусоре», религии, советует фильмы и литературу. В публикациях, как пишет РИА Новости, администратор часто упоминает школьников, которые прониклись его взглядами.
Ставку Антон М. явно делает на тех, кому не удается выстроить отношения в классе и кто подвергается буллингу.
— Я им завидую, хотя одновременно понимаю, как им тяжело, — пишет он. — Общаться с одноклассниками невозможно, появляется чувство, что ты чужой, не такой, как все.
По данным РИА Новости, в июле опасной «сеткой» каналов заинтересовались сотрудники прокуратуры. В конце месяца владелец удалил большинство пабликов. А оставшиеся сделал закрытыми и ввел многоуровневую проверку. Причина запрета — контент, который публикуется для вступивших в сообщество.
— Здесь есть буквально все, начиная от запрещенных книг и заканчивая ничем, потому что этот список можно продолжать бесконечно, — заманивают новых адептов опубликованные в интернете видеоинструкции. При этом фоном идет пролистывание телеграм-канала и опубликованного там контента, мелькают PDF-файлы с инструкциями о пытках и нападениях на школы.
Все это распространяется в соцсетях и мессенджерах не первый месяц.
— Активно вести основной канал начали только в мае: появились посты и видео про оружие, яды, убийства. Прилагались различные инструкции — от изготовления самодельной бомбы до расчленения человека, — пишет РИА Новости.
Попытки блокировки
С призывом запретить новый опасный квест для подростков уже выступали медийные персоны. Еще в июле об опасной игре писала в своем телеграм-канале глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
— Мне многие присылают ссылки на боты с нехорошей игрой. Какой именно — говорить не буду. Уже занимаемся. Это не хомячок, роблокс, геншин и что-то подобное. Те, кто мне пишут, поймут, — писала она.
Вновь эту тему Мизулина подняла уже после нападения на школу. Она подчеркивала, что связь челябинского подростка с игрой пока подтвердить не может, проверкой занимаются силовики.
— Мы неоднократно били тревогу и просили ограничить подобные игры и каналы с их описанием в телеграм. Проблема в том, что после блокировки бота с игрой, моментально создаются новые. Полностью заблокировать их создание и продвижение можно только при взаимодействии с администрацией платформы телеграм. Роскомнадзор мог бы это сделать прямо сегодня. Думаю, что платформа пойдет на встречу, — написала глава Лиги безопасного интернета.
За блокировку после ЧП в Челябинске выступила и член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева, известная своей правозащитной деятельностью в сфере прав заключенных.
— Сообщество под названием «Красный дельфин» (кстати, оно само делает отсылки к существовавшему ранее «Синему киту») появлялось в мае этого года. Кто за ним стоит — неизвестно. Но за короткий срок количество подписчиков в главном тг-канале достигло 20 тысяч человек. Кроме того, появился десяток мелких каналов-«двойников», — написала Меркачева в своем телеграм-канале. — Посты, которые там публиковались, были доступны только тем, кого одобрят администраторы. И при этом охват, к примеру, публикации от 11 июля составил 137 тысяч человек. В общем я уже отправила обращения о необходимости удаления этих каналов. Думаю, что, кроме меня, это уже сделали многие.
По мнению психологов, то, что дети хотят быть частью субкультуры, — вполне нормально. Однако новый квест для них опасен.
— В деструктивные сообщества часто попадают подростки, которые подвергались буллингу, внутренне озлобленные на окружающих, — цитирует РИА Новости детского психолога Дмитрия Панасюка.
— Детям с трудностями мышления, имеющим задержку развития, сложнее критично отнестись к словам друзей или сообщениям в социальных сетях. И если со всех сторон ребенку поступают сигналы о том, что жестокость — это норма (например, отец бьет за двойки, автор телеграм-канала предлагает бить всех, кто тебя раздражает), то такой подросток может считать призывы к насилию совершенно правильными. И начинает поступать в соответствии с ними, — предупреждала наших коллег из Psychologies семейный психолог, специалист платформы Alter Елена Кандыбина.
Детям, которые столкнулись с проблемами, всегда готовы помочь по телефону доверия — 8 800 2000 122. Он работает круглосуточно.
На что обратить внимание взрослым
Встревожить родителей должны резкие перемены в поведении ребенка, уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя или психоактивных веществ. Проявления могут быть и менее явными. Присматриваться стоит ко всему, что связано с ребенком — круг общения, любимые фильмы, музыка, группы в соцсетях. А еще кризисы у детей сказываются на внешности — они перестают за собой ухаживать, чистить зубы, заботиться о состоянии одежды.
— Когда мы понимаем, что ребенок проживает какие-то трудности, он уже попадает в зону риска, и мы уже должны быть пристально внимательны к нему, — объясняет заместитель директора института образования и практической психологии ЧелГУ Мария Кузнецова.
Внешнее благополучие семьи ничего не говорит о факторах риска. Ребенок может быть одет, обут, накормлен и при этом не справляться с тем, что происходит в его жизни.
— В 2018 году я проводила исследование в гимназии, где у детей родители в основном директора, руководители. Я им задала вопрос: «О чем вы не можете поговорить со своими родителями, но хотели бы?» Этот опрос был анонимный, и когда я читала ответы, я уревелась, — признается психолог Мария Кузнецова. — Там были, например, такие вопросы: «Мама, почему ты часто работаешь? Когда мы сможем наконец-то сходить в парк?». У другой девочки в семье, видимо, был развод, и эта тема не обсуждалась с ребенком, а она хотела спросить: «Почему папа с нами больше не живет?» Был вопрос: «Если я не сдам экзамен, ты перестанешь меня любить?» Взрослым эти вопросы могут показаться глупыми, а детей это волнует, но они не могут поговорить об этом.
Еще сложнее приходится детям, у которых сформировались зависимости — например, от гаджетов. При этом общение родителей с детьми, особенно с подростками, должно быть не формальным, а эмоциональным, подчеркивают специалисты.
— Что для вас важнее — ваша работа, статус, деньги или все-таки отношения с ребенком? Никакими подарками, никакими гаджетами откупиться тут невозможно, — объясняет психолог Мария Кузнецова. — Это только беседа, диалог со своим ребенком, причем не формальный: «Привет, как дела? Как в школе? Какие оценки?» Нужен диалог эмоционального качества. Нужно спрашивать, как ребенок себя сейчас чувствует, что ему нравится, чем он увлекается. Нужно предлагать ему совместную деятельность: давай вместе сходим на фильм, на концерт твоей любимой группы.
Что может школа
Сложнее с детьми из неблагополучных семей. Если родители пьют или употребляют наркотики, то вряд ли найдут время для бесед с детьми и смогут отследить деструктивные настроения.
— Дети из таких семей должны быть под особым наблюдением, — считает психолог Мария Кузнецова. — И таких детей нужно включать в деятельность класса, школы, давать им задания, чтобы они не уходили в себя, в семейные проблемы. Потому что в силу своего возраста, неопытности, они не знают, как решать сложные ситуации, как уходить от эмоциональной боли.
Еще в 2020 году для школ были разработаны специальные памятки, и работать по ним должны все педагоги страны. Обращать внимание требовалось на панков, экстремистов и протестные группы. Проводят сейчас в школах и психологические тесты на склонность к суицидам (такие дети тоже в зоне риска). Родители к проверкам такого рода, правда, относятся неоднозначно.
— У нас, к сожалению, был случай, когда психологи заметили у ребенка тревожные маркеры, сообщили родителям, а родители письменно отказались от помощи. И через некоторое время ребенок погиб, — рассказывала 74.RU детский омбудсмен Евгения Майорова. — Мы потом разбирали этот случай, обсуждали, что нужно все-таки было сделать нам, системе, школе. Здесь важно работать с родителями, а в ряде случаев привлекать их к ответственности. В крайних случаях есть примеры принудительной госпитализации в психиатрическую больницу. Это не так часто, но практикуется, чтобы спасти ребенка.
В таких случаях главная задача врачей — помочь психике ребенка справиться с проблемами, подчеркивает Евгения Майорова.
— Кризисные состояния — это не психиатрическое заболевание. С возрастом дети научатся справляться с этими проблемами, скомпенсируются, но в моменте, когда у них такой возраст, когда у них кризис, важно ему помочь, в том числе и таблетками, — говорит детский омбудсмен. — Тут важно понимать, что в детской психиатрии пациентов не пичкают таблетками, и они не ведут себя как овощи, наоборот, им дают маленькие дозы, в отличие от взрослых. Нужно этого не бояться, нужно консультироваться. В конце концов, есть же частные психиатры, если родители боятся, что где-то в базах будет обращение отражено.
13-летнего школьника, напавшего на одноклассников и учительницу, тоже после ЧП отправили в психиатрическую больницу. Выяснилось, что он уже состоял на учете у специалиста.
Нападение на школу в Челябинске. Хроника
Утром в понедельник, 16 сентября, в филиале школы на улице Барбюса 13-летний подросток пришел в класс с молотком, ножом и пневматическим пистолетом. От его рук пострадали четыре человека: трое сверстников-одноклассников (две девочки и мальчик) и один преподаватель. Двух школьниц экстренно прооперировали, учитель и третий пострадавший ребенок тоже были госпитализированы. Накануне детей спецбортом МЧС перевезли в Москву, лечение они продолжат в федеральных клиниках.
Замдиректора по безопасности тогда рассказал, что спасать девочек сначала бросились ребята с задних парт, остановить буйного подростка пыталась учитель биологии, а потом его удерживал до приезда Росгвардии учитель технологии.
Напавший школьник ранее состоял на учете и проходил лечение у психиатра. Сразу после нападения он попытался покончить с собой в школьном туалете. Его доставили в психоневрологическую больницу. О случившемся мы рассказывали в онлайн-репортаже.
18 сентября СК сообщил о задержании двух обвиняемых — заместителя директора школы, отвечавшего за безопасность, и замруководителя ЧОПа, охранявшего образовательное учреждение. В суде следователь просил об аресте обоих, но их отпустили домой.
Все новости об этом ЧП собраны в одном сюжете.